Унесенные мэтром

Почему кино следует смотреть поздней осенью?
Почему кино следует смотреть поздней осенью?

Любой фестиваль — это всегда некая попытка зафиксировать настоящий момент кинопроцесса, а в лучшем случае еще и четко сформулированный диагноз. Даже в период «бескартинья» Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» находил свои «жемчужины». Сейчас фильмов снимается много, тем не менее хороших картин почему–то не становится больше.

Не постигнет ли минский форум участь «Киношока–2006», ставшего «смотром сознательно плохого кино»? Но даже мельком брошенный взгляд на конкурсную программу говорит о том, что опасения эти напрасны.

Хотя и у этой четко выверенной программы (в конкурсе — победители различных фестивалей) есть свои минусы, связанные, скорее, с особенностями современного проката, который с каждым днем увеличивает свои объемы и скорость.

В некотором смысле прокат сегодня вымывает из минского фестиваля то, ради чего он затевался: ожидание и тайну. То, чего раньше мы ждали целый год, а именно новые ленты Валерия Тодоровского или Александра Рогожкина, которые представить в 90–е в минском прокате было просто невозможно, сейчас показываются запросто. И что самое удивительное — собирают полные залы. Последние сомнения развеялись, когда без рекламы и пиара в кинотеатре «Центральный» при аншлагах демонстрировались комедия Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» и драма Юрия Мороза «Точка». Кстати, именно этот фильм, в котором в небольших ролях заняты белорусские актеры Вера Шипило, Валерий Кащеев и Анатолий Кот, на недавнем международном кинофестивале в Чикаго получил приз за лучший актерский ансамбль. А режиссер Юрий Мороз уже снимает под Минском многосерийный телефильм «Братья Карамазовы».

В общем, все это говорит о том, что прокат жестко существует сам по себе и ему нет никакого дела до фестиваля. Уже прошли заявленные в программе «Лiстапада» мелодрама Алексея Балабанова «Мне не больно», Ивана Вырыпаева «Эйфория», показанная на Венецианском кинофестивале. Фильм «Ветер, что качает вереск» Кен Лоуча, обладателя «Золотой пальмовой ветви», ранее был показан в популярной «Канномании», прописавшейся в Доме кино. В общем, если бы вы и хотели проигнорировать кинематографические новинки, — ничего у вас не выйдет, где–нибудь да попадетесь.

Впрочем, возможно, некоторые современные ленты не мешает посмотреть и дважды. Уж слишком порой они витиеваты по своей логической структуре. Видимо, потому что сегодня в атаку идут молодые режиссеры с продюсерскими деньгами и полным отсутствием ответственности перед зрителем. Их с большим удовольствием берут в Канны в программу «Особый взгляд» и даже там награждают.

Отделять зерна от плевел не в последнюю очередь учит нас «Лiстапад», выступающий за кинематограф традиционный, замешанный на психологическом реализме, но и не избегающий очевидности новаторства в киноязыке.

Форуму традиционно выпадает завершать кинематографический год. Так что без подведения некоторых итогов тоже не обойдется. По мнению первого заместителя министра культуры Владимира Рылатко, сегодня важно почувствовать «свое место в современном кино», услышать мнение критиков о белорусских лентах. Их на этот раз будет две: «Я помню» Сергея Сычева, открывающая конкурсную программу, и «Соблазн» Маргариты Касымовой и Ивана Павлова. Хотя, пожалуй, наполовину белорусской еще можно считать и драму Михаила Сегала по сценарию Алеся Адамовича «Франц+Полина», о которой мы уже писали.

Председателем профессионального жюри фестиваля в этом году выступит известный режиссер Светлана Дружинина. Давненько фестиваль не возглавляла женщина...

Как и членам жюри, нам всем следует пожелать объективности. «Лiста-пад» — это наш общий ребенок, избалованный всеобщим вниманием, оттого иногда капризный. К тому же 13 лет — возраст сложный. Еще его называют переходным. Перейдет ли фестиваль в некую новую форму или качество, узнаем уже через неделю.

Фильмы "Лiстапада":

«Я помню», реж. Сергей Сычев (Беларусь)

«Связь», реж. Авдотья Смирнова (Россия)

«Уснувший ребенок», реж. Ясмин Кассари (Бельгия/Марокко)

«Изображая жертву», реж. Кирилл Серебренников (Россия)

«Реквием», реж. Ганс-Христиан Шмид (Германия)

«Мне не больно», реж. Алексей Балабанов (Россия)

«Как на небесах», реж. Кай Поллак (Швеция)

«Остров», реж. Павел Лунгин (Россия)

«Мой Никифор», реж. Кшиштоф Краузе (Польша)

«Достало!», реж. Пеэтер Симм (Эстония/Германия)

«Мария», реж. Абель Феррара (США)

«Франц+Полина», реж. Михаил Сегал (Россия)

«Соблазн», реж. Маргарита Касымова (Беларусь)

«Эйфория», реж. Иван Вырыпаев (Россия)

«Родина», реж. Зульфикар Мусаков (Узбекистан)

«Ветер, что качает вереск», реж. Кен Лоуч (Франция/Великобритания/Ирландия)

«Завтра утром», реж. Олег Новкович (Сербия)

«Сундук предков», реж. Нурбек Эген (Кыргызстан)

«Лунный мальчик», реж. Рухоллах Хеджази (Иран)

«Маленькая ночная сказка», реж. Николай Акимов (Болгария)

«Если бы я мог прожить другую жизнь...», реж. Хироки Хаяши (Япония)

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, «СБ».

Президент направил приветствие участникам XIII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» по случаю его открытия.

«Фестиваль выполняет важную духовную миссию — пропагандирует лучшие образцы современного кинематографа, с помощью искусства способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами. За годы своего существования он приобрел огромный авторитет и признание в мире», — говорится, в частности, в приветствии.

«Пусть и в дальнейшем фестиваль продолжает славные творческие традиции, развивается успешно и плодотворно, привлекая новых друзей и поклонников», — пожелал Александр Лукашенко.

(По сообщению пресс–службы Президента.)

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter