В ближайшее время белорусским молочникам и колбасникам придется задуматься о постепенном расширении экспортных поставок

Уметь продать

Конец прошлого года выдался для наших производителей и переработчиков сельхозпродукции непростым. Санкции со стороны Россельхознадзора, «шторм» на валютном рынке в России – только этих двух факторов хватило для того, чтобы серьезно ударить по экономике предприятий. Как результат — прямые потери и недополученная прибыль, а еще — половина мест в двадцатке самых убыточных предприятий по итогу года. Скептик многозначительно воскликнет: речь о диверсификации экспорта продовольствия ведется в стране не первый год. Однако стоит понимать: российский рынок до недавнего времени оставался для наших производителей самым «вкусным» — соседи всегда были согласны покупать белорусские продукты по самой выгодной цене. А зачем напрягаться и искать какие-то новые рынки, если все и без того складывалось удачно.


Очевидно, что в ближайшее время нашим молочникам и колбасникам придется все же задуматься о постепенном расширении экспортных поставок. Делать это заставила сама жизнь. Из-за финансовых колебаний на рынках крупных торговых партнеров страдают прежде всего поставщики. Так, только за 11 месяцев прошлого года из-за ослабления российского рубля наши заводы потеряли $ 362 млн. Правда, первые меры были приняты уже в декабре, когда производители привязали расчеты к курсу доллара. 

— Это вполне справедливое решение. И принято оно не потому, что нам так захотелось. Свои интересы нужно отстаивать, заводы не должны терять деньги и продавать порой ниже себестоимости, — обращает внимание начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов. — Да, поначалу российским партнерам было непривычно пересчитывать оплату по курсу, но уже к концу прошлого года склады на наших заводах были практически пустые. 


В министерстве отмечают: основная задача, которую предприятия должны выполнить в этом году, — расширить географию поставок. При этом не скрывают: российское направление все равно останется стратегически важным. 

— В приоритете — страны с наименьшей тарифной защитой. Это прежде всего государства СНГ, — приводит расклад Алексей Богданов. — И, безусловно, будем делать ставку на страны Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки. Одно из крупнейших предприятий Брестской области уже отправило первые партии цельномолочной продукции в Китай и США. Будем работать в этом направлении. 

Правда, в столь важном вопросе заинтересованность самих производителей зачастую практически незаметна. Освоить новое направление, особенно азиатское или африканское, довольно непросто: потребителя нужно заинтересовать качеством и ценой, хорошо рекламироваться. Иногда приходится и демпинговать. К тому же стоит учитывать, что в дальнем зарубежье белорусская продукция последние несколько лет широко представлена не была и нас успели позабыть. Это значит, завоевывать рынки придется практически с нуля. А если учесть, что рядовые маркетологи на предприятиях не всегда могут на иностранном языке и двух слов связать, становится понятно, почему в структуре экспорта на Россию приходится более 90% продукции. Очевидно, что службы сбыта, отделы маркетинга работают над освоением новых рынков недостаточно. Вряд ли еще найдутся на карте мира страны, где голова над этим вопросом больше всего болит у сотрудников профильного министерства, а не у самих производителей.

Тем не менее от продаж в Россию отказываться никто не будет. В первой декаде февраля белорусская и российская стороны проведут совместную Коллегию сельскохозяйственных министерств, где подпишут прогнозные балансы спроса и предложений Союзного государства на 2015 год. По сравнению с прошлым годом они будут увеличены по многим позициям. Так, поставки цельномолочной продукции в этом году планируется нарастить на 75 тыс. тонн, сыра и творога – на 41 тыс. тонн, свинины – на 10 тыс. тонн. 

Многие зададутся вопросом: а нужны ли нам вообще какие-то квоты, если сейчас мы работаем в ЕАЭС? Алексей Богданов убежден, что более чем нужны:

— Необходимо понимать: эти балансы вовсе не ограничивают стороны во взаимной торговле. Они лишь оговаривают примерные объемы, которые страна может поставить на соседний рынок. Это нужно для того, чтобы каждая из сторон могла спланировать свое производство и оценить продовольственную безопасность: сколько нужно закупить продукции извне, сколько необходимо продать, а сколько оставить для внутреннего рынка.

Рассчитывают производители в перспективе восстановить прежние объемы торговли с Украиной. Этот рынок всегда был привлекательным для нас, но из-за сложной обстановки в этой стране оказался практически потерянным. Так, за январь—август 2014 года продажи в Украину составили только 1,3% всего белорусского продовольственного экспорта. К слову сказать, на 70-м саммите министров сельского хозяйства, который прошел 17 января в Берлине, о возобновлении белорусско-украинского сотрудничества в торгово-экономической сфере договорились руководители двух министерств.

Цифры

В 2014 году было экспортировано продовольствия на $ 3,150 млрд. Из них мяса — на $ 765 млн., молока и молочной продукции — на $ 2,125 млрд.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter