Улицы новых фонарей

Еще несколько лет назад Могилев производил на своих гостей достаточно унылое впечатление: серые, будто одетые в униформу, дома, плохо убранные улицы, ямы на дорогах, из-за которых обычная поездка на автомобиле превращалась в некое подобие слалома.
Еще несколько лет назад Могилев производил на своих гостей достаточно унылое впечатление: серые, будто одетые в униформу, дома, плохо убранные улицы, ямы на дорогах, из-за которых обычная поездка на автомобиле превращалась в некое подобие слалома. Сейчас город преобразился: радуют глаз выкрашенные в яркий цвет фасады домов, настоящим украшением ряда зданий стала оригинальная подсветка, пешеходам уже не приходится спотыкаться на выщербленных тротуарах - в центре города вместо асфальта положили плитку. Что это - свидетельство благополучия, уже наступившего в отдельно взятом городе области, или своеобразная "ретушь", скрывающая множество нерешенных проблем?

С таким вопросом собственный корреспондент "СБ" обратился к председателю Могилевского горисполкома Виктору ШОРИКОВУ.

- Конечно, проблем у нас, как и везде, хватает, - говорит Виктор Иванович. - Одна из основных - рост безработицы, пусть и небольшой. Для снижения затрат в производстве одной только экономией материальных и энергетических ресурсов не обойдешься - надо сокращать численность работающих. Но людей ведь на улицу не выбросишь. Им надо предложить новые рабочие места. До недавнего времени для Могилева сделать это было достаточно сложно. Но с появлением свободной экономической зоны "Могилев" ситуация меняется. Уже есть предложения от инвесторов из Германии, Польши, России, Китая о создании в городе ряда предприятий. Наша задача - не отпугнуть тех, кто хочет вкладывать средства в экономику региона, создать им наиболее благоприятные условия хозяйствования. Буквально на днях у меня были немцы - представители крупнейшей в Европе фирмы по производству упаковочных материалов. Они изучали возможность создания в Могилеве (совместно с одним местным малым предприятием) производства пластиковой упаковки. Я им сказал: "Если соберетесь работать у нас, могу гарантировать - никаких бандитских "наездов" на вас не будет". А это для иностранцев, наслушавшихся о криминальной ситуации в России, очень важно.

- Одна из самых серьезных проблем сегодня в регионах - своевременная выплата зарплаты. Как ее решают в Могилеве?

- Предприятия и организации областного центра еще имеют задолженность за сентябрь - но сумма небольшая. На крупных предприятиях, как бы тяжело там ни было, задержек с выплатой зарплаты практически не бывает. По ряду мелких предприятий есть вопросы. 80 процентов всех долгов - за строительными организациями. Причина, вероятно, в том, что потеряны кадры. Сегодня даже при наличии заказов не хватает специалистов, чтобы все работы строители могли завершить качественно и в срок. Как следствие, на множестве строящихся объектов власти приходится действовать непопулярными методами. Приведу один пример - строительство операционного модуля в городской больнице скорой медицинской помощи. Финансирования более чем хватает. Планировали завершить строительство к 20 ноября - по два раза на день проводили на объекте планерки. Но когда увидели, что сильно отстаем, пришлось подключать дополнительные силы - обращаться за помощью к предприятиям. Строителей на объекте в конечном итоге стало работать столько, что между ними пройти трудно. И что? 20 ноября прошло, а стройку пока не завершили. Выводы сделаны серьезные и, думаю, скоро все работы закончим. И к 200-летию больницы, которое будет отмечаться в 20-х числах декабря, в новом модуле уже будут сделаны первые операции.

- Мне как жителю города приятно, что Могилев стал заметно чище...

- Чище. И не только потому, что аккуратно убирается мусор. С вводом в эксплуатацию двух мостов через Днепр - по улице Королева и объездного, в районе завода "Трансмаш", - улучшилась экологическая обстановка в центре города. Сейчас мы продолжаем решать проблемы, связанные с транспортом. Посмотрите, сколько машин стоит вдоль проезжей части. Из-за них сужается проезд, вместо двух полос движения получается одна. В результате пробки. Мы занялись обустройством парковок, чтобы убрать машины от тротуаров. Пока сделали одну небольшую. Но уже через год в центре Могилева рядом с Домом быта появится современный многоэтажный паркинг - с торговыми рядами и офисными помещениями.

Дворы издавна были любимым местом отдыха людей. Но если посмотреть на те дворовые территории, которые у нас есть, мы видим, что они неуютны, - стеснены старыми, никому не нужными сараями, непонятно каким образом возникшими гаражами. Мы решили навести порядок - приняли городскую программу "Внутренний двор". И в Могилеве уже появились площадки около домов, на которые просто приятно посмотреть. Люди, живущие в микрорайоне Соломинка, до недавнего времени испытывали массу неудобств. До ближайшей остановки им приходилось добираться минут двадцать - все из-за того, что в новом районе города не было нормальной проезжей части. Сейчас там положили первый слой асфальта и пустили автобусы. Весной сделаем второй слой, и дорога получится такая, что Шумахер сможет по выходным тренироваться... Улучшит экологическую ситуацию в городе ввод в эксплуатацию четвертой очереди очистных сооружений, строительство которой близится к завершению. Кстати, этот объект станет одним из лучших в стране - там будут применяться самые современные технологии очистки.

- О наведении порядка в городе можно говорить еще долго. Но ведь благоустройство, кроме всего прочего, обходится достаточно дорого. Может ли город сейчас позволить себе такую роскошь?

- Успех любого дела я в первую очередь связываю с личностью руководителя. Но от того, с каким настроением человек идет на работу, тоже зависит немало - та же производительность труда, например. Да и красота как-то подтягивает людей. Летом мы поставили вдоль набережной Днепра порядка пятидесяти фонарей - все- таки и ночью там люди прогуливаются. Откровенно говоря, думали, что до сентября ни один фонарь не доживет. Но разбили всего два! Это уже что-то "щелкнуло" в головах потенциальных хулиганов. Когда таких "щелчков" станет больше, то и на благоустройство придется тратить меньше средств.

- Первый президент России Борис Ельцин, помнится, когда был первым секретарем МГК, ездил в общественном транспорте, чтобы изучить настроения людей. А как у вас налажена обратная связь с населением?

- Если честно, то пешком лишь иногда хожу. К сожалению, времени свободного нет. Чтобы знать мысли людей о городской власти, попросил ввести в городской газете "Веснiк Магiл„ва" рубрику "Если бы я был мэром". Мы предложили жителям высказывать здесь все свои мысли - даже самые невероятные. Автор самой классной идеи получит премию - 200 тысяч рублей...

- Какая самая большая мечта у председателя Могилевского горисполкома?

- Боюсь ошибиться в цифрах, но с начала этого года Могилев официально посетило всего около десяти туристов. Это, конечно, не считая тех гостей города, которые ехали сюда в командировки, в гости к родне. Такой показатель - своего рода "лакмусовая бумажка"... Хотелось бы - это амбициозная задача - видеть свой город высококультурным, высокообразованным, чтобы сюда толпами стремились туристы, чтобы поезда и автобусы ломились от желающих прикоснуться к истории Могилева. Если туристы поедут в Могилев, то это будет означать, что все у нас, наконец, стало хорошо: нормально работает промышленность, на высоком уровне сфера обслуживания, историей, людьми город интересен гостям. Уверен, что так и будет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter