Улица исполнения желаний

Появится ли в Минске свой Монмартр — средоточие артистической жизни...

Появится ли в Минске свой Монмартр — средоточие артистической жизни, которое бы привлекало тысячи туристов? Попытки подыскать подходящее место для свободных художников и музыкантов, продавцов сувениров делались не раз — в этой роли уже побывали проспект Независимости, площадь Свободы, поныне существующий «Минский вернисаж» у Дворца культуры профсоюзов. Не раз власти заявляли о желании сделать пешеходными несколько улиц в историческом центре. И вот слова стали делом. На Карла Маркса каждые выходные звучит музыка, танцует публика, несмело подтягиваются художники со своими работами. И — по традиции! — восстают против всего нового старожилы квартала: мол, шумно, ни проехать ни пройти (улицу перекрывают, освобождая от всего транспорта на уик–энд). Чтобы расставить точки над «i» — определить, насколько удачно выбрана в городе площадка для людей искусства, в конференц–зал «Советской Белоруссии» пришли Наталья ШАРАНГОВИЧ, директор Музея современного изобразительного искусства; Адам ГЛОБУС (Владимир Адамчик), писатель и художник; Виктор АЛЬШЕВСКИЙ, художник, профессор, лауреат Государственной премии, руководитель Центра современных искусств; Иван ЛЕТЕЦКИЙ, художник «Минского вернисажа»; Сергей МЕДВЕДЕВ, заместитель начальника управления культуры Мингорисполкома.


Проспект завышает амбиции


Беседу начал И.Летецкий: Я продаю картины на улице вот уже 30 лет. И все эти «монмантры» прочувствовал на себе. Очень здорово прочувствовал, скажу я вам, — вместе со своими коллегами, художниками–прикладниками, матрешечниками. Я сам пробовал везде стоять. На крыльце аптеки на проспекте Пушкина, универмага «Беларусь», в парке Горького, везде.


«СБ»: А почему вы на улице торгуете, а не сдаете свои картины в салоны?


И.Летецкий: Это сейчас в салон можно сдавать. А раньше — нет. Лет 25 — 30 назад мы продавали картины во всех уголках Минска. Нас забирала милиция, составлялись акты и т.д. Потом один хозяин города, не буду называть его фамилию, обратил на нас внимание: «Дадим вам, ребята, место на проспекте!» Мы там и стали. Нас было 30 человек, каждому выдали разрешение. И вдруг посыпались «жалобы трудящихся». Что мы мешаем уличному движению. Что портим вкус ценителей художественного творчества. Что стены портим! Да, первым делом художники начинают забивать в стены гвозди, на которые потом развешивают свои картины. Были у нас и внутренние проблемы. Пока стояли на проспекте, художники чуть ли не дрались за место: приходили в 6 часов утра, чтобы только занять точку. Представьте себе огромную толпу, которая каждый день трется локоть о локоть. Причем каждый из нас переполнен амбициями и гипертрофированными представлениями о своих способностях. Представляете, что за коллективчик такой? Добавим сюда, что каждую проданную картину полагалось обмыть. Чего уж скрывать. В конце концов нас стали изгонять с главной улицы. В это время сменился председатель Мингорисполкома. Он посоветовал нам организовать ассоциацию. Дал на выбор несколько мест, где мы можем постоянно работать. Сошлись на том, что этим местом будет Михайловский сквер.


«СБ»: Помнится, вы стояли сначала напротив здания КГБ, а потом перебрались на площадь Свободы.


И.Летецкий: Да. И в финале нас «перенесли» к Дворцу культуры профсоюзов. Там мы и сейчас стоим. Отгороженные от публики общественным туалетом и двумя пивными. Кроме того, мы согласно правилам розничной торговли должны ходить туда как на работу. И если вовремя не являешься — тебя могут уволить. Вот такие правила.


«СБ»: То есть обед по расписанию. Так?


И.Летецкий: Да. Я не могу даже оставить свои картины на попечение товарища. А когда, простите, мне заниматься творчеством? А что творится с документацией, словами не передать! Доходило до того, что мы были вынуждены выписывать друг другу товарные накладные. Эти бумаги можно смело сдавать в музей идиотизма как образец. Нас заставляли предъявлять документ на каждую рамку, на каждый тюбик краски. Вот такие мы фиалки Монмартра (аллюзия к оперетте «Фиалка Монмартра», где изображаются художник, поэт и композитор, которым судьба не улыбается, но они не отчаиваются и верят, что их ждет успешное будущее. — Прим. ред.).


Искусство начинается с туалета


«СБ»: Хватает ли в Минске мест, где художники могли бы представить свои работы, общаться с публикой, туристами? Насколько для этого подходит улица Карла Маркса?


И.Летецкий: Чтобы туда приходили туристы, улица должна быть открыта для художников каждый день. Независимо от поры года и состояния погоды. А чтобы художник там постоянно стоял, у него должен быть заработок в месяц хотя бы 500 долларов. В ином случае никто туда не пойдет.


А.Глобус: Я лiчу, што пражытачны мiнiмум мастака–прафесiянала — не 500 даляраў. А значна больш. Мастакi павiнны сябе годна ацэньваць. Не дэмпiнгаваць. Але, можа, людзi, якiя атрымлiваюць добрую вайсковую пенсiю, могуць сабе дазволiць апусцiць расцэнкi за сваю працу i творы.


И.Летецкий: От правды жизни никуда не денешься. Далее. У каждого художника должно быть свое рабочее место. Которое должно быть за ним закреплено. Его место и больше ничье! Но давайте реально смотреть на вещи. Мне кажется, члены Cоюза художников вряд ли будут стоять на этой улице.


Н.Шарангович: Нельзя утверждать вот так однозначно.


В.Альшевский: Нужно заранее все предусмотреть. Место можно найти, создать площадку со всеми удобствами для художников и покупателей, согласовать с властями — пусть там стоят все желающие. В Белграде, где я недавно был, прямо на центральной улице художники торгуют. Нам надо такое место искать, чтобы и галереи были рядом. Но нужно сначала принять законодательное решение и потом на его основе создать все условия и для творцов, и для публики. Чтобы, как говорится, было где и выпить, и полежать. Очевидно, что творческие люди должны иметь возможность выставляться. Не важно, член ты Cоюза художников или не член. Надо подумать над тем, где может быть такая площадка.


И.Летецкий: Я мечтаю, чтобы это было около площади Победы, рядом с музеем I съезда РСДРП.


Н.Шарангович: Улица Карла Маркса — прекрасное место. Мы знаем, что там Национальный художественный музей хочет создать музейный квартал. То есть улица станет центром богемной жизни города. Это замысел более высокого полета, чем просто устройство пешеходной улицы. Интерес публики будет перетекать от более высокого — к уличному, и наоборот.


«СБ»: Поскольку пешеходная улица Карла Маркса — это проект городских властей, то интересно мнение господина Медведева: что уже сделано и что еще нужно предпринять?


С.Медведев: Улица Карла Маркса задумывалась как пешеходная, а не исключительно под выставки произведений искусства. Суть идеи в том, чтобы здесь любой человек мог или просто гулять, или выражать себя в любом виде искусства. В том числе и в живописи.


Н.Шарангович: В Минске планируется сделать пешеходной еще и улицу Революционную. Город идет давно к этому. Все понимают, что в Минске, как и в Москве, Киеве, должна быть такая улица. Где люди могут спокойно погулять, где откроются маленькие магазинчики, будет организована уличная продажа. Где будет такое место, мы сегодня, как мне кажется, не определим. Но оно должно быть постоянно свободно от транспорта, чтобы там было как можно меньше жилых домов. И чтобы уже была пешеходной улицей, скажем так, со стажем. Чтобы люди запомнили, что такой уголок, где можно гулять и днем, и вечером, есть. У нас ведь не только живописцы, есть Белорусский союз мастеров народного творчества. Они тоже могут выставить на продажу самые разные сувениры, поделки, медальки, куклы и массу всего другого.


«СБ»: В столицах многих европейских стран давно есть пешеходные улицы, где торгуют художники и всегда много туристов. В Берлине это Унтер ден Линден, в Вильнюсе — Пилес. Улица Карла Маркса для этого подходит или нет?


В.Альшевский: Конечно, подходит. Только там люди живут. С ними нужно как–то все согласовать. Все–таки там будет в какой–то степени шумно, масса народу там будет постоянно находиться. Нужно учитывать и мнение жителей улицы Карла Маркса. Но в целом я не вижу здесь какой–то большой проблемы. Она не стоит выеденного яйца. Стоит только взяться за ее решение.


А.Глобус: Я за Карла Маркса. Я быў там у нядзелю, i тыя, каго я бачыў, казалi, што галоўнае, каб на вулiцы павiнна быць прыбiральня. Вы ўяўляеце, у што ператвараюцца двары? Калi не будзе туалета, то жыхары пачнуць скардзiцца, пiсаць, сiгналiзаваць.


В.Альшевский: Про туалеты правильно сказали, они должны быть в первую очередь.


С.Медведев: На Карла Маркса есть жилая застройка. И мы из–за этого имеем как позитивный опыт взаимоотношений с жильцами, так и негативный. Если кто–то был там с 18 до 21 часа, тогда бы понял, о чем я говорю. Там собирается около тысячи молодых людей. И если мы сейчас отменим пешеходный статус улицы из–за жалоб нескольких жильцов, получим шквал нареканий со стороны молодежи, что их лишают возможности вечером отдохнуть, развлечься в спокойном и уютном месте.


«СБ»: Значит, это улица не художников, а в первую очередь молодежи?


С.Медведев: Нет. Это улица, скажем так, творческих людей, где можно отдохнуть вечером всем желающим. Мы ее, честно говоря, как минский Монмартр не позиционировали. Административным решением такое не создашь. Эта улица в Минске должна формировать свои традиции в течение нескольких лет.


Налоговой инспекции вход воспрещен


И.Летецкий: Наши мастера ходили на Карла Маркса, пытались продавать картины. Но ничего у них никто не купил.


Н.Шарангович: То, что художники там сегодня ничего не смогли продать, это неудивительно. Проект ведь только начинается.


И.Летецкий: Чтобы на пешеходной улице художники стояли, мне кажется, им придется доплачивать. Чего им так просто стоять там? Им зарабатывать нужно на жизнь. Налоговые платежи в месяц составляют порядка 100 долларов.


«СБ»: А в «Минском вернисаже» много посетителей?


И.Летецкий: Мало. У нас в основном покупают картины китайцы. Существует также проблема с вывозом произведений искусства за рубеж. Раньше у нас примерно процентов 30 работ покупали иностранцы на вывоз. Сейчас, как только турист прибывает в Беларусь, ему объясняют, что вывозить картины нельзя. И покупатели бегут от нас как черт от ладана!


В.Альшевский: Нет такого. Вы что–то напутали.


И.Летецкий: Есть. Дело в том, что нужно оформлять документы на вывоз картины.


В.Альшевский: Можно получить разрешение. Возможность такая есть. Уплатить деньги и...


Н.Шарангович: Есть же у нас галереи и салоны–магазины, которые не только продают картины, но и помогают оформить разрешение на вывоз.


И.Летецкий: Чтобы получить разрешение, надо сначала сходить сфотографировать картину. Туристу некогда этим заниматься.


В.Альшевский: В каждой стране существует определенный порядок получения разрешений. В чем тут проблема?


И.Летецкий: Для нас это проблема.


Н.Шарангович: Сам художник, если он заинтересован, чтобы его картину купили, должен помочь туристу в получении такого разрешения. Это несложно.


И.Летецкий: А вы знаете, как в Москве сделали? Там есть экспресс–анализ. Ты только заплати деньги, тебе все сделают. У нас Министерство культуры берет за каждую картину вывозную пошлину. Так сделайте так, чтобы ее вносили при пересечении границы.


В.Альшевский: Всем людям нужно решать подобного рода финансовые проблемы. Мне тоже надо платить за мастерскую, за квартиру...


А.Глобус: Я сам афармляў свае карцiны на вываз, i да мяне вельмi прыхiльна ставiлiся тыя, хто займаецца гэтымi пытаннямi.


«СБ»: Колькi гэта часу патрабуе?


А.Глобус: У мяне гэта заняло, можа, хвiлiн 20.


В.Альшевский: Не более.


Н.Шарангович: Если есть закон, как мы можем его обойти? Никак.


В.Альшевский: А почему бы не организовать сервисную службу для экспертизы произведений искусства на месте — на улице Карла Маркса или на «Минском вернисаже»? Вызвать человека и заплатить ему. Но само это не придет, надо работать. Шевелиться надо — и тогда все станет на свои места. Вода, как говорится, и камень точит. Если есть желание у людей, они думают, как сделать все, чтобы привлечь внимание к какой–то идее.


С.Медведев: Любой художник может принести на Карла Маркса свои картины и свободно там их продавать в те дни, когда она открыта для пешеходов.


За свободу не нужно платить


«СБ»: «Минский вернисаж» — это место работы уже состоявшихся мастеров–любителей. Так? Может ли улица Карла Маркса стать площадкой для самореализации начинающих художников?


Н.Шарангович: В академии искусств, в художественных колледжах Минска учится множество талантливых ребят. Им всем нужно каким–то образом реализовываться, прежде всего в финансовом плане. Для них новое место может стать каким–то шансом. Они могут прийти туда в выходные дни и показать свои работы. Может быть, они покажутся интересными кому–то, у них что–то купят. Понятно, что цены там не будут заоблачными, много не заработаешь. Но для начинающих это действительно хорошая возможность заявить о себе.


С.Медведев: Любой творческий человек может пойти туда и, скажем так, подарить продукты своего творчества минчанам и гостям столицы. Может подарить, а может продать.


В.Альшевский: Все правильно. Но я считаю, что платить за место все же нужно. Во всех странах, если ты хочешь продавать на улице, ты вносишь в бюджет города определенную сумму.


Н.Шарангович: А давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Минск создал уникальную возможность: два дня в неделю работать художникам на центральной улице безо всяких разрешительных документов, без какой–либо уплаты налогов. Просто приходить и продавать. А почему нет?


В.Альшевский: Нет, платить все же надо. За счет этих денег власти будут создавать еще лучшие условия для работы художников. Кроме того, творческий человек должен знать, что за все нужно платить. У него должно быть чувство ответственности перед обществом. Поскольку он не только художник, но и гражданин.


А.Глобус: Я прашу прабачэння, Вiктар. Я ўступлю з табой у палемiку. Некалi Гайнрых Бёль напiсаў эсэ, у якiм сказаў, што мастак — гэта апошняя свабодная прафесiя ў соцыуме. Мы творцу, вядома ж, паспрабуем загнаць у рамкi. Але трэба заўсёды памятаць, што калi мастака заганяюць у рамкi, ён пачынае маляваць не арыгiнальныя рэчы, а падробкi, копii, займаецца фальшаком. Разумееце?


В.Альшевский: Я таксама прашу прабачэння, але пра туалет жа вы самi казалi.


А.Глобус: Гэта я да горада звяртаўся. Не мастак павiнен плацiць за сваю прыбiральню. Дайце яму маленькае месца працоўнае на гэтай вулiцы, дзе ён зможа прысесцi. А прыбiральню хай горад усё ж паабяцае паставiць.


С.Медведев: Обещаю, что этот вопрос мы решим в самое ближайшее время.


Вопрос цены и предложения


«СБ»: Сколько денег художник затрачивает на свое творение, на полотно, краски, налоги?


В.Альшевский: Сейчас один тюбик стоит 50 тысяч рублей.


«СБ»: А сколько нужно тюбиков на картину?


В.Альшевский: Трудно подсчитать, сколько мазков ляжет на эту картину, сколько на другую. По–разному. Надо купить подрамник, холст, краски...


И.Летецкий: У среднестатистического покупателя в кармане на картину рассчитано 40 долларов. Затраты на создание одного произведения уличному художнику в среднем обходятся от 30 до 60 процентов от окончательной стоимости полотна. Вот и считайте.


«СБ»: Виктор, а ваши работы сколько стоят?


В.Альшевский: На Западе художник заключает договор с галереей и она продает его работы. Я бы согласился, если бы мою картину галерея продавала за миллион долларов: мне 100 тысяч, а арт–менеджеру — 900 тысяч. Белорусская реальность такова, что только на материалы для хорошей картины — подрамник, холст, краски, рама — нужно потратить 3 — 5 миллионов. А продать — за 50 — 70 миллионов. И из этой суммы вычесть налоги.


«СБ»: Наталья, у вас есть в музее произведения Глобуса и Альшевского?


Н.Шарангович: Альшевского есть, а Глобуса нет. Не скажу почему. Может, он просто очень дорогой.


В.Альшевский: У него правильные амбиции. Здоровые.


Н.Шарангович: У нас в музее есть четыре работы Виктора, и самая лучшая, с моей точки зрения, его картина — «Разговор птиц».


«СБ»: А к вам приходят с просьбой, например, купить картину Альшевского?


Н.Шарангович: Нет, музей это не то учреждение, которое занимается продажей произведений искусства.


«СБ»: Но случается такое, что посетитель настоятельно просит продать ему картину?


Н.Шарангович: Мы просто можем познакомить покупателя с автором. А почему нет, если человек интересуется работами этого художника?


«СБ»: Спадар Глобус, але чаму вы не падорыце сваёй карцiны музею?


А.Глобус: Не–не–не! Калi з музея прыходзяць i просяць падарыць карцiну, я думаю: вы ж маеце грошы, чаму ж я мушу дарыць? Чаму ў iншых купляеце, а ў мяне просiце: «Падары!»? «Ну, — кажуць, — мы хацелi б, каб у нашым музеi была ваша карцiна».


«СБ»: Наталья, ваш музей может себе позволить купить любую работу белорусского художника?


Н.Шарангович: Стоимость картины называет не сам музей и не автор, а экспертная комиссия Министерства культуры. Но не всегда оценка работы вызывает у автора удовлетворение. Однако все художники понимают, как важно, чтобы их лучшие произведения не просто расходились по частным коллекциям, а оставались в фонде государственных музеев. И поэтому часть работ все–таки дарят.


В.Альшевский: Бывает, спрашивают, а можно ли купить дешевле. Я говорю, что можно, если только просто подарить. Не могу же я обесценивать сам свое творчество.


А.Глобус: Так мастак сам сябе нiбы падсякае.


В.Альшевский: Падсякае. Як i саветы мастацкiя. Яны робяць усё, каб занiзiць вартасць работы мастака. Гэта няправiльна. Калi мастак выстаўляе свой твор на продаж — яму трэба плацiць, а не ператвараць яго творчасць у нiшто. Мы самi вiнаваты, што нас так мала цэняць.


А.Глобус: I таму я, напрыклад, не падару карцiну i за 60 даляраў не прадам.


В.Альшевский: Я дарыў свае творы музеям. I лiчу гэта правiльным.


Адам Глобус: Я маме магу падарыць акварэль. Я магу падарыць любай жанчыне, спадзеючыся, что яна мяне добра пацалуе. Гэта я магу зрабiць.


В.Альшевский: Газета апублi-куе, что за пацалунак можна твор атрымаць, — жанчыны прачытаюць i выстраюцца ў чаргу!


А.Глобус: Ну хоць натурай возьму.


В.Альшевский: Вы зразумейце адно: мы, прадаючыся танна, дэвальвуем мастацтва. Чаму Ван Гог так дорага каштуе? Бо за мяжой ёсць сiстэма ацэнкi. Калi Глобусу трэба заплацiць за работу 40 мiльёнаў, значыць заплацяць. I гэта правiльна. Людзi прыйдуць у музей i скажуць: «О! Гэтая карцiна сапраўды вартая!»


Н.Шарангович: Должна быть четкая система оценки.


В.Альшевский: Мы говорим об искусстве. А что такое искусство? Например, Алла Пугачева — одна такая. Есть еще одна Пугачева? Нет. Если она говорит, чтобы ей заплатили 100 тысяч евро за концерт, ей столько и платят. Почему художник, который может месяц рисовать свою картину, должен соглашаться на сумму, которая его не устраивает? Как только мы опускаем планку самооценки, уровень искусства падает.


С.Медведев: Далеко не у всякого человека «валяется» в кармане тысяча–другая долларов. И если мне, допустим, захочется купить в квартиру что–то из ваших произведений, я не смогу, уважаемый Виктор, себе этого позволить.


В.Альшевский: Вы можете сами взять холст и нарисовать, например, квадрат. Только не черный, такой уже есть, — а зеленый.


С.Медведев: В этом случае я, скорее всего, пойду на «Минский вернисаж».


В.Альшевский: Или на улицу Карла Маркса. И правильно сделаете. Для этого и нужна такая улица.


И.Летецкий: У нас висят картины и по тысяче долларов.


В.Альшевский: Лучше одну картину продать дорого, чем десять дешево. И если «Советская Белоруссия» будет чаще писать о художниках, то их творчество станет еще более известно, а картины — дороже.


«СБ»: Спадар Глобус, вы прынцыпова не дорыце карцiн музеям. А цi маеце патрэбу рабiць у галерэях хаця б персанальныя выставы?


А.Глобус: Я за сваё жыццё зрабiў толькi адну персанальную выставу. Але мае творы ўвесь час дзесьцi выстаўляюцца: i ў Палацы мастацтваў, i ў дзяржаўных музеях. Я ганаруся, што апошняя выстава была у Нацыянальным мастацкiм музеi. Вiсела мая карцiна на выставе, прысвечанай майму настаўнiку Сяргею Пятровiчу Каткову. Я прыводжу пакупнiка ў музей, ён бачыць, што вось вiсiць мая карцiна, i iншыя работы прадаюцца даражэй.


И.Летецкий: Признаюсь, мои картины продаются хорошо. Как художник я не бедствую. Хотя вообще–то голод — учитель искусства.


Все пути идут от вокзала


«СБ»: О художниках позаботились. Теперь давайте подумаем о туристах. Будет ли улица Карла Маркса удобна для путешественников, пойдут ли они туда? Или лучше для них организовать Монмартр в Верхнем городе?


И.Летецкий: Когда старую Немигу еще не разрушили, тогда надо было об этом думать. Улица подходила идеально и для художников, и для туристов.


А.Глобус: Я прааналiзаваў, што на Прывакзальнай плошчы ў дзень пракручваецца пад 250 тысяч чалавек. Адпаведна, трэба падумаць, як рэкламнымi шчытамi i ўказальнiкамi накiраваць гэтую людскую плынь на Карла Маркса, якая побач. Гэта мы акурат i робiм цяпер у «СБ»: спрабуем заахвоцiць людзей, каб яны прыходзiлi на Карла Маркса. Я правiльна разумею?


Н.Шарангович: В принципе, правильно.


С.Медведев: Уже готовятся эскизы указателей для всего центра города.


В.Альшевский: Власти города идут пусть небольшими шагами, но уверенно к реализации этой идеи. И сегодняшний разговор в редакции «СБ» я считаю одним из таких шагов. Редакция очень важный вопрос подняла.


Н.Шарангович: Десятилетиями практически ничего не менялось. Одни и те же магазины, кафе, кинотеатры, дома культуры. Как только идея создания пешеходной туристической улицы была озвучена публично, сразу все обрадовались — и я думаю, может существовать не одна, а несколько таких улиц–монмартров.


«СБ»: Наталья, а куда вы ведете гостей из–за границы покупать сувениры?


В.Альшевский: К себе — в Музей современных искусств.


Н.Шарангович: Рядом с Музеем современного искусства есть галерея искусств — веду туда. Иногда — прямо в мастерскую художника. Но очень хотелось бы в городе иметь такое место, где можно купить и простой магнитик, и хорошую картину. А может, кто–то хочет, чтобы его портрет нарисовали? Место исполнения желаний должно быть.


А.Глобус: Такая вулiца павiнна быць i ў Гродне, i ў Вiцебску, i ў Бабруйску. Там таксама ёсць мастакi. Але калi гарадскiя ўлады вызначылi ў Мiнску вулiцу Карла Маркса, то будзем там ствараць культурную сiтуацыю.


В.Альшевский: Правiльна. Вельмi выдатная сiтуацыя, што недалёка — вакзал. Чалавеку няма куды пайсцi, пакуль ён чакае цягнiка, а побач — мастацкая пляцоўка, дзе ёсць магчымасць i сувенiр набыць, i музыку паслухаць. А мо сустрэць тут свой лёс.


«СБ»: Большинство из вас согласны с тем, что улица Карла Маркса — это удачная идея? Осталось только указатели расставить? Так?


В.Альшевский: Да. И туалеты чтобы появились. Чем больше, тем лучше.


Н.Шарангович: Пойдет реклама в газетах, по ТВ — люди будут знать, как там все здорово.


В.Альшевский: Я заметил, что в последнее время город выполняет абсолютно все пожелания тех людей, которые по–настоящему хотят что–то сделать. Если это действительно что–то стоящее. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что все, что художники хотят получить от города, они получат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter