Проект "Арт-Острова" превратил часть парка Победы в музей под открытым небом

Ульи для особо крупных пчел

Музеи современного искусства под открытым небом — популярная зарубежная фишка. Где приобщать неискушенную публику к достижениям передовой художественной мысли, как не прямо на улицах и в парковых аллеях, к тому же бесплатно? Наконец–то подобный творческий проект реализовался и в Минске: в акватории Комсомольского озера появились «Арт–Острова».


В городском саду играл духовой оркестр, звуки музыки разносились далеко, привлекая гуляющих на остров Комсомольцев, где их поджидало творчество наших художников и пантомима в исполнении актеров уличного театра.

У «Вавилонской башни» Павла Войницкого, построенной из старых пчелиных ульев, спорили интеллигентные дамы в возрасте:

— Это ульи!

— Нет, это собачьи конурки!

— И все равно улей! Индивидуальный, для особо крупной пчелы!

Прелесть проекта в том, что здесь все противоположно привычному музейному пространству: арт–объекты разрешается трогать руками, с ними можно фотографироваться, полная свобода.
Монтировать скульптуры начали за несколько дней до открытия. Одна из самых тяжелых по весу работ — напоминающий спираль ДНК «Переключатель» известного скульптора Константина Селиханова, под который художник, вооружившись лопатой, собственноручно выкапывал основу целых два дня. К слову, высота некоторых арт–объектов доходит до 5 метров, а если собрать все скульптуры, их общий вес превысит 20 тонн.


Важно, что художники разных возрастов и поколений получают возможность презентовать свои работы неограниченно широкому кругу публики, подчеркнула первый заместитель министра культуры Ирина Дрига:

— Прежде всего это, конечно, инициатива кураторов проекта «Арт–Острова» и директора Центра современных искусств Натальи Шарангович, которая бывает за рубежом, изучает опыт, сравнивает и приносит интересные идеи сюда, в Беларусь. Наши художники освоили уже заборы разных городов, площадь Якуба Коласа в Минске, теперь — городская парковая среда. Чем больше таких проектов, тем интереснее, веселее будет наша жизнь.

Что касается представленных работ, то отбирал их Центр современных искусств, причем авторам изначально не задавали никаких ограничений в выборе концепции и материала: на острове Комсомольцев присутствуют инсталляции, сделанные как из железа, так и из дерева.

Если судить по репликам деятелей искусств, посетивших открытие «Арт–Островов», многие сожалеют, что в этом году их работы на выставку не попали, и не прочь в будущем вписать свои творческие достижения в парковый ландшафт Минска. И все, и художники, и зрители, дружно надеются, что проект не ограничится одним годом, а продолжится следующим летом с обновленной и расширенной экспозицией.

А пока можно наблюдать, как на «Сырный стул» Дениса Барсукова гроздьями карабкаются дети, да и взрослые, смущенно оглядываясь, пытаются скоренько примоститься на гигантское сиденье, чтобы сделать снимок на память. Сам автор, посмеиваясь, признается, что так и было задумано:

— Правда, боюсь, от такой активной эксплуатации «сыр» довольно быстро потеряет цвет, покроется, так сказать, «плесенью». Ну, что ж, сыр с плесенью — это тоже неплохо!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 116 (24746). Суббота, 20 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter