Улететь от декабря: три взгляда на возраст и превратности погоды

Улететь от декабря

Три взгляда на возраст и превратности погоды в канун приближающейся зимы

Зима для пожилых — тяжелое время года. Холодная пора накладывает свой отпечаток на, казалось бы, привычные каждодневные обязанности. Набрать воды, сходить в магазин за продуктами, растопить печь — для многих это становится настоящим испытанием. Но далеко не все спешат заколотить окна старого сельского дома и перебраться до весны в городскую квартиру к детям. Вашему вниманию три истории — три разных взгляда на возраст и превратности погоды в канун неумолимо приближающегося сезона.

Покорить вулкан в Японии, позагорать на пляже с белоснежным песком Майорки, съехать с экстремальной трассы в Чехии… Думаете, это отдых, ориентированный на молодых? Мы нашли пенсионеров, которые привычно проводят холода за границей.

Лилия Щур уже давно на пенсии — ей 73 года. Как только вышла на заслуженный отдых, стала путешествовать. Она уже побывала в Финляндии, Германии, Швеции, Франции, Испании, Италии, Греции… Недавно Лилия Терентьевна прилетела с Майорки. «В этот раз нас было пятнадцать человек, я — самая старшая», — замечает Лилия Щур. 

Лилия ЩУР недавно прилетела с Майорки.

Обязательно посещает местные достопримечательности — а как без этого,  удивляется  она. В путешествиях старается не отставать от молодежи. Активная, веселая, боевая. С ней не соскучишься.

— В этот раз, когда собиралась лететь на Майорку, ногу сильно прихватило, так я таблетку взяла, специальный корсет надела — и в путь. Кстати, в дорогу обязательно беру пакет лекарств. Я по профессии врач-терапевт. Если кому-то вдруг станет плохо, не растеряюсь, — Лилия Терентьевна показывает свою внушительную дорожную аптечку. — К поездке готовлюсь основательно, но вся организационная работа — на плечах дочери. Мы не обращаемся в турфирмы. Дочь сама бронирует отели, заказывает авиабилеты. Так намного дешевле.

Супруги Юрий Попов и Галина Петкевич — путешественники со стажем. Например, Юрий Николаевич стал ездить за рубеж еще до выхода на пенсию. и, без преувеличения,  объездил полмира. Только в Австралии побывал 3 раза, а в США — 18. Но еще более удивительно, что он собственными руками посадил деревья в трех штатах Австралии, четырех штатах США, а также в одной префектуре Японии. Правда, впечатляет? Не удивляйтесь, Юрий Попов — член международной общественной организации «Сила в дружбе». Ее суть — семейные пары из разных стран приглашают друг друга в гости, а заодно знакомятся с историей, культурой, традициями других народов. Причем в обмене участвуют в основном люди в возрасте.

Японские пейзажи впечатлили Юрия ПОПОВА и Галину ПЕТКЕВИЧ

Юрия Николаевича и Галину Ивановну можно слушать часами, забыв обо всех делах. У них только фотографий несколько тысяч. Смотрим. Два года назад зимой пара летала в Австралию. 

«А это мы на действующем вулкане Асо в Японии. Видите, набросили на плечи пледы — было холодно, — Юрий Попов перебирает фотографии, останавливаясь на одной. — Кстати, когда мы там были, пару раз срабатывала тревожная сигнализация, нас тут же просили покинуть вулкан».

Побывали супруги и во Вьетнаме. И тоже зимой. Самое яркое впечатление — бухта Халонг. Здесь можно увидеть три тысячи островов причудливых форм.

Много эмоций от поездок и у супругов Ольги Горбатовой и Георгия Шароварова. Хотя  в холодное время они предпочитают выезжать не в жаркие страны, а на горнолыжные курорты. Ей — 79 лет, ему — 84. Но возраст абсолютно не мешает увлечению. Их страсть — горные лыжи. Ездят в основном в Чехию. «Я мужа в шутку называю горнолыжным маньяком, — смеется Ольга Николаевна. — Он дни считает, когда выпадет снег. В свои годы Георгий легко съезжает с трассы самого высокого уровня сложности».

Ольге ГОРБАТОВОЙ — 79 лет, Георгию ШАРОВАРОВУ — 84.
Но возраст не помеха для любимого увлечения.

Как только супруги получают пенсию, сразу откладывают на поездку. Тур всегда оформляют через туристическое агентство. Жалко ли им расставаться с финансами? Нет. Ведь взамен они получают гораздо больше.

azanovich@sb.by

В ТЕМУ 

На жаркой стороне жизни 


«Р» выяснила, как часто наши пенсионеры меняют промозглую погоду и морозы на солнечные ванны в жарких странах.

Звоню в известную минскую турфирму. Специалист по туризму Вероника Гиль не скрывает: зимой на моря едет не очень много пенсионеров. Максимум 10—12 процентов от всех отдыхающих (летом эта цифра достигает 30). Подсчитать точное количество туристов вряд ли получится, говорит специалист, однако за путевками «из зимы в лето» каждый месяц в фирму приходят 10—15 пожилых. Чаще летят в Турцию и Египет. Из экзотических стран выбирают Индонезию (Бали) и Индию (Гоа). Впрочем, и эти края для нашего человека уже так себе экзотика… В прошлом году, например, в популярный индийский штат на юго-западе фирма отправила группу туристов, средний возраст которых — за 60. Буквально на днях тур в Гоа купили две постоянные клиентки элегантного возраста. До этого женщины посетили Таиланд и остались очень довольны. Еще охотно едут в Израиль или Иорданию. Некоторые позволяют себе отдохнуть дней 20—30. Удовольствие это не из дешевых: осенью и зимой средняя стоимость номера в отеле за сутки 150—200 долларов. 

Хорошо. А может, люди на заслуженном отдыхе уезжают в теплые страны на зиму, минуя турфирмы? Одно дело оплатить путевку на неделю, другое — за трехмесячное проживание. Звоню еще в одно турагентство. Директор Руслан Сегенюк категоричен: большинство в дальние, а тем более экзотические страны едут организованно. Самостоятельно отдых устраивает лишь 10 процентов туристов. 

Еще один звонок, еще один оператор. Здесь пенсионеров зимовать в теплые страны не отправляют, правда, поддерживают их в другом. Почти год турфирма помогает пожилым людям повидать мир за относительно небольшую стоимость. Директор Елена Сухина уверена: преклонный возраст не повод запираться в четырех стенах. Поэтому и пошла на социальный эксперимент — организовывает экскурсии для пожилых, но очень активных людей. Чтобы они понимали: отдых — это не только борьба за урожай на дачных сотках, воспитание внуков или правнуков либо долгие вечера на диване перед телевизором. Цель — вовлечь бабушек и дедушек в туризм. И первые успехи у компании есть: за 11 месяцев десятки человек посетили Польшу, Карелию, Прибалтику. А там, глядишь, и до зимовки в теплых странах недалеко. 

misnik@sb.by

Тепло ли тебе, дедушка?


Зима календарная, как и зима жизни, всегда приходит нежданно. Как помочь одиноким пожилым людям пережить холода? Особенно тяжело в эту пору старикам из сельской местности. Вытопить печь, принести воды из колодца и сходить за продуктами часто становится невыполнимой задачей. Гродненщина одной из первых в стране организовала для одиноких дома самостоятельного совместного проживания. Каждый год в одном из районов открывается один, а то и два подобных дома. Нынешним летом такой уютный домик появился в Мостовском районе. 

У каждого постояльца дома совместного проживания — своя история.
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

У каждого постояльца дома самостоятельного совместного проживания в агрогородке Зарудавье Мостовского района своя непростая история. Иначе этих людей здесь бы попросту не было. Здание бывшего сельсовета давно пустовало, и его решили реконструировать под жилое помещение. Большой одноэтажный дом оборудовали водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением. Почти на двухстах квадратных метрах — 3 жилые комнаты, гостиная с мягкой мебелью и телевизором. Уютная кухня со всем необходимым оборудованием. В ванной комнате тоже все очень современно. Согласитесь, не у каждого сельчанина есть душевая кабинка и стиральная машина. 

Первым в дом въехал Михаил Оскирко. Пенсионер 4 года назад перенес инсульт и после этого оказался никому не нужен. Всю жизнь работал крановщиком, построил сотни домов. А когда заболел, дочь попросила отца освободить благоустроенную квартиру в Гродно. Сын тоже отказался взять на себя заботу о родителе. Обида до сих пор гложет сердце совсем еще не старого мужчины. Новый дом помогли обрести соцработники. Жизнь в деревне и так нелегка, а когда у тебя вдобавок парализована часть тела… Правда, сам Михаил Леонтьевич не любит вспоминать о прошлом:

— Еще надеюсь встать на ноги, хоть врачи и не обещают ничего хорошего. Сказали, что поздно обратился за медицинской помощью. Очень рад, что попал сюда, вряд ли мне бы удалось пережить эту зиму. Одному совсем невмоготу, только и делал, что ждал, когда кто-нибудь обо мне вспомнит. А здесь постоянно люди. Вместе обсуждаем, что будем готовить на обед и завтрак. Наша Светлана — это лучик света. 

Светлана Заяц — соцработник. Она живет в соседней деревне Пески. Раньше работала продавцом в сельмаге, но потом серьезно заболела мама, и работу пришлось оставить. Сельчанка решила взять на себя и заботу о постояльцах дома самостоятельного совместного проживания в Зарудавье. Кроме Михаила Оскирко, здесь еще две пожилые дамы — мать и дочь. Янине Кардынской уже около 90. До недавнего времени она жила с дочерью в соседней деревне. Но не так давно дочь заболела, и обе женщины оказались в трудном положении. Ее дочь, Галина Черницкая, сама проработала всю жизнь санитаркой в больнице, поэтому, как никто иной, ценит заботу о себе. В разговоре она то и дело просит написать благодарность соцработникам за доброту и внимание. Недавно врачи обнаружили причину недомогания, и в новом доме пенсионерка быстро пошла на поправку. Говорит, к хорошим условиям жизни быстро привыкла. Эту зиму точно планирует провести в Зарудавье.

Директор Центра социального обслуживания Елена МЕЛЕШКО: «Работаем не для галочки».
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

Директор Центра социального обслуживания Мостовского района Елена Мелешко рада, что помощь востребована:

— Мы не хотим работать для галочки, сами ищем людей, которым нужна наша поддержка, особенно в зимний период. В списке одиноких — 17 человек. Многие из них рано или поздно окажутся в нашем доме. Периодически наведываемся к ним в гости и рассказываем о жильцах зимовок и об условиях проживания. Это своеобразная моральная подготовка. В нашем доме в Зарудавье еще многое предстоит сделать. Скоро в деревню придет газификация, поэтому ремонт пока сделали минимальный. Летом планируем построить беседку, разбить грядки и клумбы. Пусть наши старики чувствуют себя как дома. Всего на реконструкцию ушло 263 миллиона рублей из внебюджетных средств, еще 67 миллионов выделил район. 

Свой личный бюджет жильцы дома самостоятельного  совместного проживания планируют сами. Слово «самостоятельно» здесь  вообще ключевое. Социальный работник только помогает в уборке дома, стирке и покупке продуктов. Но когда помощница уходит, старики остаются одни, и важно, чтобы они в случае чего могли помочь друг другу. Как бы там ни было, условия здесь максимально приближены к домашним. Всего домик в агрогородке Зарудавье может поместить под своей крышей 8 человек. 

Председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома Анатолий Зимновода рассказал о старых и новых формах заботы о пожилых людях на Гродненщине: 

— В области 12 домов, или квартир, самостоятельного совместного проживания на 80 мест при центрах социального обслуживания населения. Расходы на содержание в специальных домах для престарелых граждан на одного человека составляют около 1 200 000 рублей. Для сравнения: аналогичные расходы в отделениях круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов в среднем по области более 3 миллионов рублей, а в домах-интернатах общего типа — около 5 миллионов рублей. Кроме того, в 12 гостевых и 38 приемных семьях проживают 50 пожилых граждан. Есть у нас в области дома-зимовки, а также дома взаимопомощи и социальной поддержки. В них встречают холода 44 пожилых человека.

Думаю, неважно, как называются эти дома. Главное, что наши старики чувствуют себя там безопасно и комфортно.

Tanula.K@mail.ru

Зима для двоих 


На днях в деревне Макары выпал первый снег. Николай Иванович встал, как всегда, еще задолго до рассвета, удивился и обрадовался белизне за окном. Зима. Опять зима. Такая же звеняще-тихая в давно вымершей деревушке, как и в прошлом году. Встречать ее 82-летний Николай Ковалев будет на пару с Мухтаром. 

Николай КОВАЛЕВ со своим верным другом
Фото Елены БЕГУНОВОЙ

— Нет, одиноким я себя не считаю, — несмотря на возраст, оптимизма хозяину не занимать. — Да и когда тут скучать, работы край непочатый. 

Непочатый край — это привычные хлопоты по дому. Как-никак, а хозяйство есть: кроме верного друга Мухтара, которого дедушка называет домашней сигнализацией, своей порции любви и заботы требует кошачья гвардия. Котов, верховодит которыми подлиза Дашка, целых три. Плюс десять ульев с пчелами. Для них нужно и вощину заготовить, и рамки проволокой натянуть. Это задача-минимум на зиму. Ведь пчелиное царство, о котором наш герой может рассказывать бесконечно, занимает особое место в жизни единственного жителя Макаров. Оно, по мнению пчеловода, ошибок и насмешек не прощает. Минувшим летом на пасеке случился трагический инцидент. Детишки, приехавшие с дачниками, решили поразвлечься: забрались в сад деда Николая да пчелиные домики потрясли. Хотели, видимо, посмотреть, много ли там меда. в итоге весь улей вылетел на защиту своих владений. Ребятня-то удрала, а вот привязанный неподалеку пес Пират сделать этого не смог. Пчелы закусали его до смерти. Долго печалился хозяин о своем лохматом друге, а потом дочка привезла бездомного щенка, которого подобрали вблизи фермы. Он и занял опустевшую конуру…

А в целом к зимовке Николай Ковалев готов. В этом году, на радость двум дочерям, даже в лес за дровами не ходил: в прошлом сезоне заготовил топлива, как минимум, на три зимы вперед. Колодец рядом. Автолавка и передвижная почта по два раза в неделю прямо к крыльцу подъезжают. Такой вот сервис для единственного жителя.

Чем не жизнь? «Нет, я пробовал, конечно, в городе у детей пожить, — признается пенсионер. — Не получилось. Ну чем там заняться? А тут вышел за забор — все твое! Простор, тишина. Лепота, одним словом. Бояться? Так некого ж тут бояться. Лоси и зайцы не страшны. А вот кабаны исчезли. А то, бывало, в огороде, как в собственных угодьях, ревизию проводили. Однажды за ночь дикое стадо так перерыло участок, что картофелекопалка позавидовала бы. Грядки длинные были, штук 20. Так они своими лычами каждую в отдельности от начала до конца пробороздили. Ни одной картофелины не пропустили», — вспоминает сторожил.

Супруга Николая Ивановича умерла три года назад. Так и живет с тех пор пенсионер в аккуратном домике на пригорке в полном одиночестве. Дочери с внуками приезжают, помогают, обеды на неделю вперед готовят. Частенько заглядывает председатель Вайханского сельсовета Виктор Новиков. Недавно вместе с дорожниками «прорубил» в Макары новую дорогу — кроны деревьев так сплелись вокруг, что водитель автолавки ездить боялся. Николай Иванович просигнализировал в сельсовет — и деревья в порядок привели, а трассу прогрейдировали. Теперь полный порядок. Зимой хуторянина, он уверен, тоже не забудут. После снегопадов дорогу в Макары чистят регулярно.

«Вряд ли я когда эти края покину, — рассуждает отшельник. — Память крепко держит… Без родной деревеньки я никто. И детство здесь, и юность. Знаете, сколько в войну в этих краях красноармейцев погибло при освобождении Городокского района? Мы, мальчишки, бегали тогда на озеро Лосвидо — его можно было перейти по людским телам да по утонувшей технике. Советские войска дважды пытались выбить отсюда немцев — сначала вели наступление с территории России, потом обошли вокруг и ударили со стороны Шумилино. Я до сих пор уверен, что где-то здесь погиб и мой отец. Его так и не дождались с фронта».

Прощаемся у дома. Забора и калитки здесь, считай, нет. В своей деревне единственному жителю не от кого прятаться. А гостям, даже незваным, Николай Ковалев всегда рад.

Прямая речь

Анатолий Ражанец, начальник управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты:

— Осенью одинокие пожилые люди, живущие в сельской местности, зачастую начинают беспокоиться, как пережить очередную зиму. Именно на них ориентированы такие формы работы, как дома самостоятельного проживания, дома-зимовки, приемные и гостевые семьи. Например, объединяясь под одной крышей в домах самостоятельного проживания, пожилые люди сами распоряжаются своей пенсией, оплачивают коммунальные услуги. Совместное проживание мотивирует их к активному образу жизни: надо обслужить себя и помочь более слабому, который живет рядом. Между тем их обязательно навещает соцработник. 

В домах-зимовках, как правило, на период осенне-зимнего сезона, когда самостоятельное проживание затруднено в силу погодных явлений, в доме у одного из пожилых поселяются сразу несколько пенсионеров. 

Сейчас в стране функционирует 20 домов совместного проживания. В них пережидают холода 139 человек. Создано более 130 домов-зимовок, где проживает 271 постоялец.

Результатом изучения российского опыта стало появление еще одной формы — приемных или гостевых семей для пожилых. Они создаются по инициативе трудоспособных граждан, готовых принять в свою семью пожилого человека. Приемная семья забирает его на относительно длительный период, гостевая  — на период выходных, праздников. Основные задачи этих инновационных форм соцобслуживания — создание уютной семейной атмосферы для пожилого человека, психологическая реабилитация, оказание социально-бытовых услуг. Сегодня создано 237 приемных и 390 гостевых семей.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter