Укус Змея

Директора рыбхоза «Грицево» заказал криминальный авторитет

Директора молодечненского рыбхоза «Грицево» заказал местный криминальный авторитет, а расправились с ним его сыновья

Все тайное когда-нибудь становится явным — так устроен мир. Еще в сентябре 2011-го мы недоумевали по поводу мотивов и возможных участников жуткой, потрясшей всю Беларусь расправы на прудах. Сегодня у следствия есть конкретный заказчик, пособник, исполнители и орудия убийства. Еще два-три месяца — и мы сможем показать вам лица тех нелюдей, которые в ночь с 16-го на 17 сентября прошлого года не оставили ни единого шанса на жизнь 33-летнему директору рыбхоза «Грицево» Дмитрию БЕГУНУ (на снимке). Напомним, его зверски избили металлическими трубами во время сезонного облова прудов. «Скорой» Дмитрий уже не дождался. Итак, на чьем же пути стал принципиальный директор? И кто отдал приказ свести с ним счеты? С этими вопросами «Р» направилась в Следственный комитет Беларуси.

Яблочки от яблони

— Изначально, когда мы взялись за это дело, было две рабочие версии убийства: месть из-за профессиональной деятельности Дмитрия Бегуна и случайные браконьеры, которых он застал с поличным. Но после осмотра береговой линии и беседы с работниками рыбхоза сразу стало ясно: браконьеров в ту ночь в «Грицево» не было. Люди, напавшие на директора в промежутке с часу до двух ночи, приехали сюда специально. Приехали, чтобы покалечить и оставить его инвалидом, — рассказывает «Р» Альфред Тонкевич, руководитель следственной группы, следователь по особо важным делам Следственного комитета. — Оставалось выяснить, кто. Главного подозреваемого нам назвали сразу несколько человек: это местный криминальный авторитет Змей, проживающий в деревне Турец-Бояры неподалеку от рыбхоза. Он неоднократно угрожал несговорчивому принципиальному Бегуну, один раз даже нападал на него с ножом. Но Дмитрий был очень крепким, спортивным мужчиной. Боксер-разрядник, он запросто отправил бы в нокаут нескольких физически подготовленных противников. Не говоря уже о 55-летнем рецидивисте...

Так уязвленное криминальное сознание родило коварный план мести. План, продуманности и изощренности которого мы удивлялись не раз.

В роковую ночь с 16-го на 17 сентября преступный механизм работал как часы, объединив в одно целое весьма отдаленных друг от друга людей. В первую очередь географически. Поздним вечером четверо молодых парней на микроавтобусе «Мерседес-Вито» выехали к месту событий из Витебской области. В машине находились сыновья Змея Никита и Валентин, их приятель Руслан и водитель-дальнобойщик Алексей. На территории Вилейского района в условленном месте их встречал Антон — знакомый отца, который и должен был привести всю компанию к нужному пруду. Пока пособник садится в микроавтобус и разъясняет маршрут, давайте поближе познакомимся с этими молодыми людьми.

«Ничего святого для них нет»

— Братья пошли по стопам отца: тот судим 7 раз, они также неоднократно привлекались за драки и грабежи… Но в отличие от неработающего папаши, Никита и Валентин открыли в Смоленске достаточно успешную и прибыльную фирму по грузоперевозкам. Хитрые, очень скрытные, дерзкие. Если говорить о моральном облике, то ничего святого для них нет. Что еще можно сказать о людях, которые запросто могли избить своего отца или подставить друга. Алексей — водитель, работавший на фирме братьев: 25 лет, ранее не судим, скорее всего, его взяли для подстраховки. Руслан, «качок», физически крепкий, мощный: за свои 32 года успел 4 раза отсидеть, в том числе за кражи, сбыт краденого, хищение огнестрельного оружия и бое-припасов. Примечательно, что один из своих сроков он отмотал за сыновей Змея, — рисует психологические портреты обвиняемых Альфред Тонкевич. — Остался пособник Антон. Как и Алексею, ему 25 лет, судим за кражу, но уголовником его назвать сложно. В близких отношениях со Змеем не был, личной неприязни к Бегуну не испытывал. Просто вел по просьбе авторитета в заданную точку.

Около часа ночи 17 сентября они заглушили машину в полукилометре от пруда № 3, где в тот момент находился Бегун, и дальше пошли пешком. У троих с собой были металлические трубы диаметром 2,5—3 см (такие используются при прокладке водопроводов), Алексей прихватил заточку. Группа была прекрасно осведомлена, где в тот момент находился директор рыбхоза. На месте они были уже через 10—15 минут.

Кромка леса. На песчаном пляже недалеко от воды стоит служебная «Лада» Дмитрия Бегуна. Он сам находится в машине. Зная, что директор не из робкого десятка и, разумеется, окажет серьезное сопротивление, преступники пошли на хитрость. Они бросили на площадку перед машиной пустую консервную банку. Дмитрий вышел из авто на шорох…

— И сразу же получил сильнейший удар по голове сзади. Именно он свалил Бегуна с ног и лишил возможности защищаться. Судмедэксперты подсчитали: после этого его ударили еще 9 раз. Но что это были за удары! Перелом костей свода и основания черепа, открытая ЧМТ лба и теменно-затылочной области, три сломанных ребра, переломы локтевых и пястной костей, обоих надколенников, не считая ран и ссадин, — читает заключение эксперта Альфред Станиславович. — Как мы установили, его били Валентин с Никитой и били целенаправленно, пытаясь причинить острую боль и максимально травмировать конечности. Коленные чашечки, кисти, локти… Даже если бы он выжил, то навсегда остался бы калекой. Когда избиение закончилось, Алексей проколол в «Ладе» все колеса. Сломали и ключ в замке зажигания, чтобы не уехал… Хотя не понятно, зачем это было нужно. С такими страшными травмами не выжил бы даже бессмертный. И убийцы это прекрасно понимали.

Возвращение домой

Выбросив окровавленные трубы в воду, преступники скрылись тем же путем, тщательно заметая следы на песке еловой лапкой. Через несколько минут захлебывающегося собственной кровью Дмитрия Бегуна нашел сторож рыбхоза Иван Бубер, вызвал милицию и «скорую». У него на руках 33-летний директор и умер, повторяя, как заклинание, фразу: «Иваныч, помоги, больно…» Увы, ни во время нападения, ни после него директор так и не смог позвать на помощь. 

 Отдадим должное оперативникам: уже вечером 17 сентября в Молодечно задержали криминального авторитета Змея и Антона, соответственно заказчика и пособника убийства. 27 сентября арестован Руслан: его брали в Лепеле прямо в машине, когда уезжал от дамы сердца. А вот с сыновьями следователям пришлось изрядно повозиться…

— Они действовали, как матерые преступники: скрытно, умно, не оставляя никаких следов и зацепок. Очевидно, что и 16 сентября, и все последующее время братья использовали свою собственную систему связи. При этом сим-карты мобильников были оформлены совсем на других людей (как, впрочем, и машины). Формально они оба прописаны в Бегомле, где строят дом. Однако Валентин жил в Витебске на съемной квартире, Никита — в Новополоцке. Но и там их, разумеется, уже давно не было: подались в бега вместе с водителем Алексеем. С 4 октября вся троица — в межгосударственном розыске за совершение особо тяжкого преступления, — рассказывает Альфред Тонкевич. — Оперативная информация пришла к нам в середине ноября: преступники скрываются в городе Великие Луки Псковской области (200 км от белорусско-российской границы). Обычная пятиэтажка, съемная квартира на втором этаже… Задержание утром 26 ноября проводил российский СОБР: к сожалению, Никите и Валентину удалось скрыться. А вот их водителя группа захвата все-таки задержала. Ровно через месяц в Шаховском районе Московской области попался и Валентин: он ехал на чужой машине без документов, не подчинился требованию ГИБДД остановиться, началась погоня… 15 марта этого года оба задержанных экстрадированы в Беларусь по всей форме.

Убит за то, что не боялся…

Итак, из пятерых нападавших на свободе пока только один — Никита, но для следователей это нисколько не меняет общей картины совершенного злодеяния. Остальные участники событий той страшной ночи сейчас сидят в разных СИЗО Минска и области. И дают показания. Другого им уже не дано: уголовная статья, по которой проходят обвиняемые, предполагает до 25 лет лишения свободы, пожизненное заключение либо высшую меру наказания.

— Предварительное расследование по делу должно завершиться в ближайшие месяцы. Затем его передадут в суд. У нас уже накоплено достаточно доказательной базы, чтобы подтвердить факт заказа на убийство и его исполнение группой лиц с особой жестокостью. Да, поначалу, может быть, они собирались просто проучить Бегуна и «уложить на годик в больницу». Но по ходу совершения преступления вошли во вкус и убили его. Давайте ответим на главный вопрос: за что? За то, что не подпускал к прудам на пушечный выстрел зэка и рецидивиста Змея, сужая тем самым сферу его криминального влияния. За то, что не боялся и мог постоять за себя, — грустно констатирует Альфред Тонкевич. — Все это страшно. Но еще страшнее осознавать, что находящиеся на свободе родственники обвиняемых получают систематическую помощь от компетентных специалистов. Такое заключение можно сделать хотя бы по тому, насколько грамотно им удается скрываться в Беларуси и в России, вести переговоры между собой, снимать квартиры и заметать следы. В целях безопасности свидетелей мы не можем открыть вам все маневры, на которые пошли эти люди, чтобы вытащить обвиняемых из тюрьмы. Скажу лишь одно: для Беларуси они беспрецедентны и очень дорогостоящи. Но, к счастью, следствие всегда идет на один шаг впереди… Поэтому истинные убийцы Дмитрия Бегуна и заказчики этого гнусного преступления неотвратимо предстанут перед судом, чего бы нам это ни стоило.

…Хочется верить, что после всех страшных подробностей этого дела в республике все-таки изменятся правовые принципы охраны прудов. Ведь на данный момент сторож рыбхоза может защитить продукцию своего предприятия разве что осветительным фонарем или мобильным телефоном. Достаточно ли этого в противостоянии с обрезком трубы и заточкой, можно посмотреть на кладбище близ деревни Насилово. Именно здесь похоронен Дмитрий Бегун, у которого остались жена и малолетняя дочь.

P.S. В интересах следствия все имена в материале изменены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter