Укротители самолетов...

Двигатель Як-40 загорелся на высоте 2 тысячи метров.
Двигатель Як-40 загорелся на высоте 2 тысячи метров. За ним тянулся шлейф черного дыма.

До катастрофы оставались считанные минуты.

В кабине пилотов лежали парашюты. Но у испытателей авиатехники существует негласное правило: спасать машину до последнего. И экипаж решил идти на посадку. Когда шасси коснулись посадочной полосы, огонь уже повредил часть фюзеляжа. Огромная дыра зияла рядом с тягами управления.

Еще мгновение - и было бы поздно...

"В рубашке родились", - скажут потом эксперты. С тех пор прошло более

20 лет. А летчику-испытателю Василию Ламбуцкому (на снимке), одному

из 5 членов экипажа того самолета, кажется, что это было вчера. Подобное он переживал разве что во время боевых вылетов во время Великой Отечественной.

Испытатель авиационной техники - специальность опасная и редкая. В Беларуси таких профессионалов всего 19. Причем 12 из них уже освобождены от летной работы по состоянию здоровья. Все они в разное время работали на Минском авиаремонтном заводе и, как поется в песне, учили летать самолеты. Они знают о самолетах все. Любой профессионал скажет вам, что каждая машина имеет свой характер. Бывает, на одной скорости авиалайнер вполне управляем, а на другой - вибрирует и норовит спикировать. Задача испытателей - подчинить самолет, как говорят специалисты, нормам летной годности. Порой нужен не один испытательный полет, прежде чем работа всех систем будет оценена положительно.

В свое время, когда авиационная отрасль была на подъеме, испытатели "укрощали" в среднем по 28 самолетов разных типов в месяц. На счету каждого из нынешних пенсионеров около 1.000 испытательных полетов. Медики утверждают, что психоэмоциональные и физические нагрузки работников летно-испытательного состава настолько велики, что порой приводят к потере не только профессиональной, но и общей трудоспособности. Как известно, на летно-испытательную службу принимаются люди с отличными физическими данными. Но уже к 40 годам никто из них не может похвастать хорошим здоровьем. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая и нервная системы.

- В стрессовом состоянии мы находились постоянно, - говорит летчик-испытатель Николай Ярома. За его плечами 39 лет летной службы, из них 22 года он испытывал самолеты. - Во время капремонта машину разбирают до последнего винтика. А когда соберут, считай, испытываешь новый самолет. Причем в самых экстремальных режимах. Поскольку самолеты гражданской авиации, которые ремонтировались на нашем заводе, - тяжелые и маломаневренные, это была очень сложная задача. Балансирование на грани возможного для испытателя - состояние повседневное. Вот лишь один типичный пример. Взлетаем - и через несколько минут отказывает навигационная система. Такое чувство, словно тебе завязали глаза. Садились, что называется, вслепую. Спасибо, выручила радиосвязь. Во время таких сложных посадок давление у членов экипажа повышается в два раза, а о степени внутреннего напряжения и говорить не приходится.

Чего лукавить, они были уверены, что их труд, их риск будет оценен по достоинству. Увы. Сегодня мои собеседники с горечью говорят о том, что, скажем, в России и Украине размер пенсий испытателей авиатехники намного выше, нежели у летного состава гражданской авиации. А и те, и другие пенсию получают одинаковую. За 10 лет переписки с различными министерствами и ведомствами наши испытатели получили, как они считают, 15 отписок, так и не добившись справедливости...

В Советском Союзе были разработаны принципы оценки труда испытателей летчиков, штурманов и бортинженеров, которые учитывались в действующем в СССР положении о пенсионном обеспечении летно-испытательного состава. В постперестроечные времена бывшие союзные республики установили собственный порядок начисления пенсий, в том числе и этой категории работников. В России их пенсии исчисляются из среднемесячного заработка самого испытателя и составляют до 75 процентов его. В Украине этот показатель еще выше. А у нас пенсии испытателей "исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике фактическому заработку". Согласитесь, с первого раза суть формулировки и не поймешь. А схема самого расчета еще хитрее: при начислении пенсии полностью учитывается только та часть заработка, которая не превышает 130 процентов величины средней заработной платы по республике, заработок в пределах от 130 до 400 процентов - в размере 10 процентов, а все, что свыше, не берется в расчет вовсе. В итоге пенсии белорусских испытателей в 3 раза ниже, чем у их российских коллег.

Более того, испытателями авиационной техники работников летно-испытательного подразделения нашего авиаремонтного завода признали совсем недавно. И то лишь в результате изнурительной переписки с различными ведомствами. Долгое время полеты на самолетах после капитального ремонта к разряду испытательных не относились.

В начале нынешнего года на очередное обращение пенсионеров-испытателей Министерство труда и социальной защиты ответило так: "Изменения в действующем законодательстве, направленные на повышение размеров пенсий работникам летно-испытательного состава, возможны в случае решения вопроса о порядке финансирования дополнительных расходов". Но ведь на фоне сумм, перечисляемых в течение 25 - 30 лет из заводского фонда оплаты труда в Республиканский фонд социальной защиты населения, величина "дополнительных расходов" отнюдь не астрономическая, считают авторы обращения. И уж, во всяком случае, эти траты намного меньше того вклада, который внесли работники летно-испытательной службы в государственную казну. Заказчиками авиаремонтного завода в свое время являлись 26 государств. Ремонт одного авиалайнера в среднем обходился клиентам в 300 тысяч долларов. Так неужели сегодня государство не найдет двух тысяч у.е. в месяц - этих денег вполне хватило бы на прибавку к их пенсиям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter