Украинская трагедия

СОБЫТИЯ в Украине продолжают держать в напряжении весь мир.

Что ожидает братскую нам страну: федерализация, единство или распад?

СОБЫТИЯ в Украине продолжают держать в напряжении весь мир.

Эскалация конфликта на юго-востоке достигла апогея. Кто-то говорит, что в стране фактически началась гражданская война, кто-то заявляет о вооруженном иностранном вмешательстве. Но факт остается фактом: в охваченных беспорядками регионах пролилась кровь. И жертв станет в десятки, а то и в сотни раз больше, если стороны будут не договариваться, а пытаться решить проблему с позиции «стенка на стенку».

ВЕЧЕРОМ в четверг, после семи часов труднейших переговоров, участники четырехсторонней встречи в Женеве одобрили документ по деэскалации конфликта. Напомним, что в них принимали участие главы внешнеполитических ведомств России, США, ЕС и Украины.

В резолюции по итогам встречи в Женеве отмечается:

«Все стороны должны воздерживаться от любого насилия, запугивания или провокационных действий. Все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены; все незаконно занятые здания должны быть возвращены законным владельцам; все незаконно занятые улицы, площади и другие общественные места в украинских городах и поселках должны быть освобождены.

Амнистия будет предоставлена протестующим и тем, кто покинул здания, другие общественные места и сдал оружие, за исключением лиц, признанных виновными в преступлениях.

Объявлено про начало конституционного процесса, прозрачного и подотчетного. Он будет включать немедленное создание широкого национального диалога с охватом всех регионов Украины и политических избирательных округов, создание условий для рассмотрения замечаний общественности и предлагаемых поправок».

Участники женевской встречи также признали, что кризис должны урегулировать сами украинцы. Таким образом, мировое сообщество сделало все возможное, чтобы повернуть украинские события в мирное и правовое русло. Теперь слово — за самими участниками конфликта.

НЫНЕШНЯЯ украинская власть оказалась в положении, схожем с тем, в котором всего несколько месяцев назад находились ее предшественники. Захватываются областные администрации и управления силовых структур, создаются альтернативные органы власти. И уже вчерашние «майдановцы» называют своих оппонентов террористами, управляемыми из-за рубежа, и объявляют антитеррористическую операцию.

Правда, от жесткого подавления протестов власть пока воздерживается. Время от времени она пытается применить силу, но, встретив отпор, отступает. Так, например, было в Славянске, где объявили антитеррористическую операцию (пророссийские активисты заняли там управления МВД и СБУ, захватив оружие, а затем блокировали въезды в город).

Определенную поддержку протестующим оказывает местная милиция. В Краматорске сотрудники МВД, охранявшие здание исполкома, повязали на руки георгиевские ленточки. В Горловке, где активисты захватили здание УВД, на их сторону перешел батальон ППС. По данным группы «Информационное сопротивление», долю лояльных к центральной власти милиционеров в Донецкой области можно определить примерно в 30 процентов. Была даже информация, что некоторые лидеры сепаратистов отдавали приказы не стрелять в местных милиционеров, мол, это свои. Бывший глава МВД Юрий Луценко утверждает, что руководство милиции на востоке Украины по-прежнему контролируется семьей свергнутого Виктора Януковича. И якобы продолжает получать «серую» зарплату в конвертах.

Так это или нет, кто подтвердит? Ясно только, что киевской власти не позавидуешь. Даже объявив антитеррористическую операцию, она вынуждена действовать крайне нерешительно. Трудно наводить порядок, когда в общей протестующей толпе на одного боевика с автоматом — десяток безоружных граждан.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ юго-восток охватила волна самопровозглашений. Сначала в Донецке вооруженные автоматами люди объявили о преобразовании области в независимую республику и о назначении референдума о ее вхождении в состав России. Затем в Одессе провозгласили Одесскую народную республику, в которой «власть принадлежит только проживающему на ее территории народу». В среду, опять же в Донецке, вооруженные люди в масках взяли под контроль здание городского совета. И заявили, что Верховная рада должна принять закон о местном референдуме.

Впрочем, несмотря на отсутствие закона, активисты так называемой Донецкой народной республики, по их словам, активно готовят референдум. «Мы создали центральную избирательную комиссию, уже определен ее состав», — сообщает комиссар движения «Восточный фронт» Николай Солнцев. — В настоящее время члены комиссии составляют списки тех, кто имеет право голосовать. Ведем работу с органами местного самоуправления, собираем электронные списки, готовим окружные комиссии».

Стоит ли реально за этим что-то, кроме слов, сказать трудно. Чего-чего, а недостатка в громких заявлениях сегодня нет. На мятежных территориях уже и свой «президент» объявился. Некто Анатолий Визир, бывший председатель Луганского областного апелляционного суда, провозгласил себя главой «Юго-Восточной республики и главнокомандующим национальной армии Юго-Востока». Бывший судья заявил, что экономика юго-востока переходит на российский рубль, на территории региона восстанавливается действие Конституции 1996 года — «той Конституции, где сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ».

ПОНЯТНО, что в революционном порыве никто особо не выясняет, как эти заявления народ воспринимает. Лидер «Народного фронта Луганщины» Григорий Пригеба рассказал интернет-порталу «Правда.ру»: «Хотя у меня российские корни, я выступаю за целостность Украины. У нас на Луганщине, в областном центре, может быть, все и нормально, а проехать километров 50, где закрыта шахта, в любой поселок, там подобие гетто или резервации. Вы найдете там 30-летних ребят, у которых никогда не было записей в трудовых книжках. Поэтому сегодня собирается очень много таких людей. Мы хотим одного — стабильности, нормальной жизни. Чтобы, кто наворовал, — поделился. На сегодня пока спокойно, но там какие-то ультиматумы, какие-то республики кто-то обозначает. Там, где захвачено это здание, они разделились уже, какие-то там дончане приезжают, подбивают на взятие, другие говорят, что мы не для этого пришли, а другие уже там пошли в другое место и говорят: дайте нам 10 автоматов, мы с вами не хотим. Нет идеологии, которая могла бы объединить украинцев. Объединить одно может — это то, что люди восстали после 22 лет, когда увидели, что супербогатые люди стали ездить на супердорогих машинах, дворцы построили. Я выступаю за отношения нормальных человеческих стандартов. Если кому-то даны мозги, он должен правильно строить бизнес, но и по-честному относиться к тем, кто ему помогает в этом бизнесе. Те, которые пашут, тоже хотят жить достойно».

И В ЭТОМ, пожалуй, корень многих украинских проблем. Сегодня в стране достойно живут в основном те, кто никогда не пахал. Многие губернаторы, депутаты и кандидаты в президенты входят в число богатейших людей, причем никто не пытается закамуфлировать свое богатство. Фактически все эти 20 с лишним лет интересы власти и простого народа почти не пересекались. Одни управляли, как умели, другие выживали, как могли.

Похоже, что даже в Киеве начинают это понимать. Все чаще и здесь говорят о расширении полномочий регионов, о выборности власти на местах, о механизмах отзыва этой власти. Словом, обо всем, чего сегодня нет и что в той или иной степени питает сепаратизм.

И это, в принципе, добрый знак. Пора Украине начинать договариваться. Иначе ее просто не станет.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter