Уедем все?

Надежный транспорт является столь же характерной приметой нашего времени, как информационные технологии.
Надежный транспорт является столь же характерной приметой нашего времени, как информационные технологии. Попасть в нужное место быстро, комфортно и вовремя становится актуальным требованием жизни. Способна ли наша транспортная система решить эту задачу, учитывая, что, помимо поездов, самолетов и рейсовых автобусов, все большее значение приобретают маршрутные такси и личные автомобили? Письма читателей показывают, что к проблеме оказались причастны не только отраслевые ведомства, но и многие другие.

Баллада о старом автобусе

Важность транспортной проблемы понимается на государственном уровне весьма отчетливо. Вот почему в 1997 году был введен целевой сбор с субъектов хозяйствования, который так и называется - транспортный. В соответствии с законом о бюджете эти средства должны аккумулироваться местными органами власти для обновления подвижного состава, т.е. автобусов, троллейбусов, трамваев. Ибо изношена техника до предела. Но вот парадокс, на который обратил внимание министр финансов Николай Корбут на недавнем заседании Президиума Совета Министров: если в прошлом году лишь 80 процентов собранных средств было использовано по назначению, то за 9 месяцев нынешнего - и вовсе около 70. Целевые деньги в этом случае тратятся тоже на важные дела, например на выплату зарплаты в бюджетных организациях. Но в итоге страдает то, ради чего, собственно, транспортный сбор и задумывался. Под угрозой оказалась даже закупка по лизингу 100 автобусов МАЗ, на что по распоряжению Президента из госбюджета была выделена четверть необходимой суммы.

Между тем, как сообщил министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой, "ситуация с подвижным составом остается сложной". Четыре из каждых пяти автобусов фактически отслужили свое. По-хорошему ежегодно надо бы замещать новыми не менее 10 процентов машин. Получается же чуть более 5 процентов, и то с учетом капитально отремонтированных и приобретенных в Европе "бэушных". Латаные-перелатаные ЛАЗы и ЛиАЗы и сейчас несут на себе ощутимую часть перевозок, особенно на местных линиях. И можно лишь удивляться, как в такой ситуации транспортникам удается сохранить и "поголовье" своего стального автостада, и количество пассажирских маршрутов - их около 4 тысяч.

Но вот чего не удалось, да, пожалуй, и невозможно было достичь при нынешнем состоянии автопарка, так это сохранить частоту движения транспорта. В иные деревни автобус приходит раз в неделю, ребятишки тратят по 4 - 5 часов, добираясь до школы и обратно. "Ситуация очень острая", - заметил по этому поводу глава правительства Геннадий Новицкий. Отсюда понятно, почему он категорически потребовал от местных органов власти не позднее 25 декабря погасить все долги перед транспортниками. Николай Корбут в качестве аргумента даже упомянул, что в противном случае виновные могут быть привлечены к административной ответственности - за невыполнение закона о бюджете.

Все это можно только приветствовать. Ведь ни один новый автобус в стране лишним не будет. Но сам собой напрашивается вопрос: а достаточно ли средств транспортного сбора для окончательного решения проблемы? И насколько целевые сборы c субъектов хозяйствования в принципе эффективны, учитывая, что налоговая нагрузка у нас и так велика?

"По крайней мере лет пять еще транспортный сбор будет необходим", - заявил на этот счет Михаил Боровой в беседе с корреспондентом "СБ". Но сама логика его дальнейших рассуждений показывает, что под транспортную проблему подводится еще один мощный рычаг - частная инициатива. По мнению министра, предприниматели способны самостоятельно и значительно активнее обновлять технику, причем приобретут именно то, что нужно для села, - небольшие автобусы вместимостью 20 - 30 пассажиров. Они сами найдут инвесторов. Дело государства - направить частный автобус туда, где его в первую очередь ждут. А это вполне по силам Министерству транспорта, получившему недавно дополнительные полномочия при лицензировании пассажирских перевозок.

По карману ли окажется бедному крестьянину проезд в негосударственном автобусе? Не будем спешить с однозначным ответом. Но вот какой красноречивый факт преподнесла недавно жизнь: в Минске, несмотря на то что бензин дорожает, поездка на некоторых линиях маршрутного такси... подешевела на четверть. Так что, как говорится, возможны варианты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter