Удар под рейтинг

Получить гордый мандат парламентария мечтают многие соотечественники.
Получить гордый мандат парламентария мечтают многие соотечественники. Но выборы - это слишком частое сито, на всех мест явно не хватит. А хочется... Вот почему избирательная кампания только началась, а в Центризбирком уже полетели ворохи жалоб. Некоторые из них привлекли наше внимание. Борисов. Там с первой попытки отдельным местным соискателям мандата не удалось зарегистрировать инициативные группы. Хотя дело это в общем-то несложное. Надо подготовить как следует списки своих инициативных групп - и все. Но не получилось. В итоге жалобы, обиды, шум на весь мир, крики "Заговор! Наших бьют!" и прочая "хованщина".

Неужели борисовские активисты ОГП и БНФ, о которых пойдет речь, - люди абсолютно необразованные? Не то что законов, но и газет не читают? Ведь о том, что для регистрации инициативной группы по выдвижению кандидата в депутаты Парламента необходимо представить в окружной избирком список людей, которые: а) должны быть гражданами Беларуси, б) обладать избирательным правом и в) добровольно участвовать в избирательной кампании - известно всем желающим. Но кандидаты в кандидаты из Борисова, судя по всему, об этом узнали, лишь когда пришли в комиссию с наспех сделанными списками. И начался вселенский шум, жалобы, обиды и стенания по поводу "зажима демократии"...

Разложим "конфликт" по составляющим.

Потому что он не только типичен, но и может дать ответ о состоянии политической культуры в партиях, претендующих на известность.

Итак, в начале августа лидер местной ячейки БНФ Сергей Салаш подал в Борисовскую городскую окружную избирательную комиссию N 77 списки своей инициативной группы. Днем позже документы на регистрацию группы подал в избирком и Лев Марголин, представляющий в Борисове ячейку ОГП. Окружной избирательной комиссии по закону отводится ровно пять дней на то, чтобы зарегистрировать инициативную группу либо отказать претенденту в регистрации. 9 августа господ Салаша и Марголина поставили в известность, что им "отказано в регистрации". И в том и в другом случае, по мнению членов местной окружной комиссии, представленные документы не соответствовали требованиям Избирательного кодекса. В частности, был нарушен принцип добровольного участия в избирательной кампании. Как выяснилось при проверке, и в группе Салаша, и в группе Марголина нашлись люди, которые не подтвердили того, что были включены в списки инициативных групп по собственной воле. Более того, они документально засвидетельствовали свое нежелание участвовать в кампании по сбору подписей в пользу названных кандидатов. Соответствующие заявления этими людьми были поданы в окружную избирательную комиссию. Вот такой факт, свидетельствующий о естественной реакции граждан на ситуацию "без меня меня женили". Напрасно поэтому сокрушался г-н Салаш в своей статье с кричащим заголовком "Предвыборная кастрация", которую опубликовала одна борисовская газета. Лидеру местного БНФ, судя по его статье, очень не понравилось, что члены окружной комиссии "обзванивали людей", дабы удостовериться, действительно ли они согласны за него собирать подписи. Но что в этом противозаконного? Напротив, проверка документов, поданных для регистрации, - это прямая обязанность членов окружного избиркома! Кому же тогда этим заниматься, если не им? Или все надо пустить на самотек? Во-вторых, сколько, спрашивается, членам комиссии было отведено времени для проверки списков? Всего пять дней. А сколько у "гонимого" борисовского политика было времени, чтобы как следует, в соответствии с законом подготовить свои регистрационные документы? Чтобы, как говорится, комар носа не подточил. Не меньше двух месяцев! Зачем же уподобляться охотнику из анекдота, который кормил собак перед самым походом в бор? Не говорю уже, что вообще-то ответственные политики к выборам готовятся четыре года, а не носятся по городу за пять минут до отхода поезда... Но как пенять на себя, любимого? Это не по-нашенски! Лучше обвинить всех в "гонении" и прочем. Отмечу, кстати, что Салаш в конечном счете спохватился, исправил ошибку, нормально подготовил списки своей инициативной группы и заново пришел в комиссию. В прошлую пятницу окружной избирком ее зарегистрировал. Правда, здесь нельзя не обратить внимание на одно любопытное обстоятельство. Если в первоначальном списке Салаша значились 80 человек, то при представлении в комиссию документов во второй раз, список инициативной группы значительно "похудел" - в нем было лишь 16 человек. Тоже яркий "штрих к портрету"...

Но при чем здесь все-таки "предвзятость"?

Может быть, на этот вопрос сумеет ответить г-н Марголин, который в интервью "Радио "Свобода" заявил о том, что на одного из членов его инициативной группы "было оказано давление". Но вот что нам известно об этом инциденте. Страсти разгорелись вокруг сотрудницы борисовского завода "Автогидроусилитель". По словам Марголина, "ее вызвала к себе начальник отдела кадров завода", она же член окружной избирательной комиссии, и намекнула той, что "с ней в будущем может быть не продлен контракт". После чего, утверждает Марголин, сотруднице завода дали текст отпечатанного заявления, в котором говорилось, что ее без согласия включили в состав инициативной группы. Та в страхе подписалась.

Ай-я-яй, господин Марголин! Зачем вы так грубо использовали доверчивую "Свободу"? Грех это... Ведь все было по-другому.

Текст заявления сотрудницы "Автогидроусилителя" мне показали в окружной комиссии. И готов сегодня заявить под присягой, что оно написано от руки. Кстати, копия заявления была направлена и в Центризбирком, думаю, доверять этому документу можно. Доверяю я и словам начальницы отдела кадров завода "Автогидроусилитель" Натальи Хацкевич, которая рассказала, что они с Н. знакомы сто лет и встречаются довольно часто, разговаривают и на улице, и по телефону. Но ни о каком "контракте" в контексте предвыборных дел речь никогда не шла. Короче говоря, опять много шума из ничего.

У этой диковатой истории с привлечением международного эфира к высосанной из пальца трагедии есть хеппи-энд. Несколько дней назад г-н Марголин старательно устранил отмеченные недостатки, после чего его группу зарегистрировали. Но зачем было бушевать и что-то придумывать? Да просто потому, что мода у нас такая... Сделать из мухи слона и торгануть слоновой костью.

Еще задолго до начала избирательной кампании многие прогнозировали, что она будет горячей. Не знаю, как для кого, но мне она пока видится скучной. Результат ее предсказуем уже сейчас. Уверен, что большинство тех, кто с самого старта впадает в истерию, имеет немного шансов вызвать у избирателей доверие. Но таких, к слову сказать, среди желающих побороться за мандат немного. По итоговым данным Центризбиркома, из 635 заявлений, поданных на регистрацию инициативных групп, отказы получили только 74. Шесть заявителей по собственной воле отозвали свои документы. Но 555 инициативных групп таки прошли регистрацию. Среди них 51 инициативная группа зарегистрирована от Объединенной гражданской партии, 35 - от Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада), 32 - от Белорусского народного фронта и по 21 инициативной группе - от обеих коммунистических партий - КПБ и ПКБ. Это о чем-то говорит?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter