Удар по гламуру

Ученые: 2009 год станет временем быстрого угасания глянцевой моды

Хорошо,  что  большинству  из  нас  дороги  совсем  другие  ценности,  нежели  те,  что  истово  навязывает  мировой  глянец…

На этой неделе Всемирная торговая организация выступила  с безрадостным прогнозом — в 2009 году объемы торговли в мире упадут на 9 процентов. Чтобы кто-то не подумал, что это смешная цифра, ВТО привела и сравнение  – со времен Второй мировой войны это самое большое падение  показателя. И больнее всего глобальный кризис ударит по торговле именно в развитых странах – они потеряют 10 процентов своего торгового оборота. Никто не спорит — хорошего в этом мало, и даже более чем. А с другой стороны, предрекают эксперты, это станет сокрушительным ударом по материальной основе разнокалиберного глянца, от которого уже давно рябит в глазах.

В этой связи меня очень заинтересовало последнее исследование российского Института глобализации и социальных движений, которое предрекает гибель эпохи потребления. Ученые ничуть не сомневаются и в том, что 2009 год станет временем быстрого угасания глянцевой моды и преклонения перед гламуром, на смену которому придет иное понимание материальных потребностей в быстро меняющемся мире. «Проповедь прежних потребительских ценностей становится бессмысленной и безадресной, поскольку мировой кризис стремительно сокращает ее аудиторию, — говорят они. — Станет нелепой и погоня за гламуром, воспетые рекламой товары обесценятся как эстетически, так и финансово».

Не желая никому никакого банкротства (все-таки тысячи коллег окажутся на улицах: в России и на Западе в 2008-м эта участь уже постигла не один десяток глянца разного калибра), я могу сказать одно: скорей бы уж эти темы выпали «за рамки». Дорогие безделушки, модные аксессуары, рецепты соблазнения, развлечения, взахлеб предлагаемые журналами в яркой упаковке, и по сей день остаются недоступны миллионам людей. Да и каково им наблюдать за вакханалией больших денег на постсоветском пространстве, когда для большинства своя, а не съемная, квартирка остается несбыточной мечтой?

Но лично меня раздражает даже не это, а тотальный диктат посредственности над умами современников. И если падение объемов торговли хоть как-то остановит поток дурного вкуса и откровенного плагиата, то я бы этот процесс только приветствовала. Иногда выше моих сил смотреть на то, в кого превратили женщин, слепо копирующих писк моды, нынешние модельеры с громкими именами, судя по их творчеству, — отчаянные женоненавистники. Жалкое подражание стилю 50-х или 70—80-х годов привело к тому, что милые дамы, облачившись в нелепые балахоны, меховые сапоги и прочий ужас, превратились в подобие пуделей.

Хуже всего даже не форма. Тем более что кризис итак уже резко изменил вкусы людей и заставил их поневоле отдавать предпочтение классике. «Серьезные времена требуют серьезной одежды», — говорят нынче в Британии и всем рекомендуют носить строгий темный костюм и белую сорочку. Сильнее действует на нервы полное отсутствие интересных идей и желания апологетов глянца говорить с нами о чем-то действительно важном и волнующем. Никто, за редким исключением, не пытается объяснить суть явлений, скользя по поверхности. Может быть, теперь кризис заставит творцов мировой киноиндустрии и прочих сфер искусства, включая моду, обратиться к поискам смысла жизни, а не провоцировать в неокрепших умах желание урвать или ухватить от нее что-то.

К счастью, насколько позволяют судить личные наблюдения последних лет, в Беларуси глянец – не многим «указ». Не так давно пристрастилась к походам в театры и в филармонию. И что я вижу? Залы, даже если это многотысячный Дворец Республики, на спектаклях белорусского театра балета всегда полны, причем не только в выходные, но и в будни, публика скромна и благопристойна. Не похоже, чтобы этих многочисленных зрителей кто-то силой загоняет послушать-посмотреть классику в исполнении замечательных артистов, которых, увы, никто не раскручивает подобно звездам «ледовых побоищ». Хожу нередко и на книжную ярмарку и тоже вижу аншлаги у прилавков с качественной литературой. Таких примеров не один и не два. Значит, есть глубокая внутренняя потребность в чем-то возвышенном и подлинном. Значит, и впрямь большинству из нас дороги совсем другие идеалы и ценности, нежели те, что истово навязывает глянец.

«Кризис нас выпотрошит, но одновременно и закалит», — признался на днях главред одного гламурно-интеллектуального журнала, убежденный в том, что глянец, что бы там в мире ни происходило, выстоит. Но, будем все же надеяться, станет другим, более умным и достойным. И возможно, научит ценить не только вещи класса премиум и прочие изыски потребительского рая, но и жизнь в ее лучших и более глубоких проявлениях. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter