Учиться никогда не поздно

Рассмотрен вопрос допобразования работников в потребкооперации

Дополнительное образование работников — путь к профессиональному успеху

Правление Белкоопсоюза рассмотрело вопрос о состоянии и развитии системы дополнительного образования работников в потребительской кооперации. После вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании так стала называться вся система непрерывного обучения и профессионального развития работников.

Данный вопрос приобретает сейчас особую значимость. Специалисты подсчитали, что среднегодовой прирост новых знаний составляет 4—6 %. Это значит, что полученные нашими руководителями, специалистами, рабочими в учебных заведениях профессиональные знания ежегодно устаревают на этот же процент. И это неизбежно!

Кроме того, общемировые тенденции таковы, что в ближайшие 10 лет около 80 % используемых сегодня технологий устареет, а 80 % работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. В то же время наблюдается рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный стремительными темпами развития технологий. А значит, растет необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков, т.н. «образование через всю жизнь». Это и есть задача системы дополнительного образования работников.

Прогрессивные компании в нашей стране и за рубежом тратят на внутрифирменное обучение своих сотрудников не менее 10 процентов фонда заработной платы. У нас эта цифра значительно меньше.

Имеющаяся в потребительской кооперации сеть учреждений образования — университет потребительской кооперации и семь колледжей — позволяет реализовать многие запросы организаций на повышение квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку их работников. В настоящее время предлагается повышение квалификации руководителей по 8 направлениям образования, переподготовка по 17 специальностям на базе высшего образования в университете потребительской кооперации и по 6 специальностям на базе среднего специального образования в колледжах Белкоопсоюза. Созданная у нас система позволяет более чем 50 категориям работников повысить имеющуюся квалификацию на недельных курсах или получить дополнительную квалификацию — экономиста-менеджера, специалиста по управлению персоналом, финансиста, специалиста по налогам и налогообложению, бухгалтера-экономиста, юриста, маркетолога — в форме двухгодичной переподготовки.

Причем спектр предлагаемых учреждениями образования специальностей переподготовки, направлений повышения квалификации кадров постоянно расширяется.

В Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации открыты новые специальности «Антикризисное управление», «Экономика во внешнеэкономической деятельности», «Экономика и управление на предприятиях торговли» и другие.

Наиболее востребованными у руководящих работников и специалистов являются знания в области финансов и экономики, права, психологии управления, компьютерных технологий, иностранных языков. Уже в текущем году планируются к открытию специальности переподготовки «Современный иностранный язык», «Деловое администрирование», «Экономика и управление на предприятии гостиничного и ресторанного хозяйства». Получат более широкое развитие обучающие курсы: по изучению иностранного языка, мерчандайзингу, изучению специального программного обеспечения и по другой востребованной в системе тематике.

Руководители наших организаций обеспечивают своим работникам предоставленные государством социальные гарантии при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, проживание, выплата командировочных расходов, стипендий и др.).

Значительное количество работников системы воспользовались предложенной возможностью. В 2011 году прошли повышение квалификации, стажировку, профессиональную подготовку, переподготовку, курсы целевого назначения более 6 тысяч человек, или 6,7 % работников потребительской кооперации. Кроме того, непосредственно в организациях осуществляется дополнительное обучение (производственно-экономические семинары, иные обучающие семинары, курсы целевого назначения, стажировка материально ответственных лиц). Всеми видами обучения в системе охвачено не менее половины руководителей, специалистов, рабочих и служащих. Это очень неплохой показатель по республике.

Залогом успешного обучения являются высококвалифицированные педагоги. В качестве преподавателей в системе повышения квалификации и переподготовки работают более 500 преподавателей, из них не менее половины имеют ученую степень или высшую и первую квалификационные категории. Причем каждый третий преподаватель является практиком.

Правлением Белкоопсоюза система дополнительного образования рассматривается как один из инструментов экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности потребительской кооперации.

В связи с этим перед системой дополнительного образования потребительской кооперации поставлены задачи обеспечить отрасль профессиональными кадрами высокого уровня квалификации, кадровую поддержку процессов развития, удовлетворять личные потребности работников в профессиональном совершенствовании.

На заседании Правления Белкоопсоюза определено, какие направления сегодня в системе дополнительного образования работников нужно развивать, чтобы обеспечить требуемый высокий уровень профессионального развития каждого работника почти стотысячного коллектива потребительской кооперации.

Прежде всего, изменения содержания обучения, то есть все прогрессивные, инновационные изменения, происходящие в экономике, науке, технике, технологиях, должны оперативно включаться в учебный процесс. Слушателям необходимы только новейшие знания! Следовательно, преподаватели системы повышения квалификации должны сами оперативно через различные каналы, включая самообразование, эти знания добывать. Речь идет не только о стажировке преподавателей внутри страны, но и об изучении передовых технологий за рубежом или приглашении для чтения инновационных курсов преподавателей ведущих зарубежных учреждений образования. Ведь тот, кто работает с практиками, должен сам быть на голову выше!

Более широкое внедрение новых образовательных технологий, в том числе технологии «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность слушателей, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы.

В помощь работникам системы преподавателями учебных заведений должны быть созданы электронные образовательные ресурсы и обеспечена их постоянная поддержка и актуализация.

Необходимо также перестраивать формы дополнительного образования: шире внедрять дистанционное обучение, по заявкам организаций выезжать для проведения различных целевых обучающих курсов. Конечно, предстоит правовое регулирование этих процессов и хорошо выстроенное взаимодействие организаций и учебных заведений.

Предстоит повысить уровень организации работы на местах через совершенствование трудовых отношений в системе с учетом приоритета права работника на получение дополнительного образования, оптимизацию социальных гарантий, предоставляемых работнику, профессиональное развитие и продвижение по службе, и реализовать ряд других направлений.

Несомненно, только через профессиональное развитие и профессиональный успех каждого работника системы мы добьемся успешной деятельности потребительской кооперации!

Елена МОСТОВСКАЯ, заместитель начальника управления кадров, образования и организационно-кооперативной работы — начальник отдела образования и науки Белкоопсоюза

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter