Учиться иногда бывает поздно…

«Самая проблемная категория банковских клиентов — это педагоги»

Еще каких-то полгода назад состояние финансовой грамотности населения  в нашей стране оставляло желать лучшего – люди просто терялись при виде банковских окошек, робели в присутствии банковских клерков, а из банковских продуктов знали лишь депозит. Однако мировой кризис и проблемы в национальной экономике расставили все по своим местам – теперь только ленивый не следит за курсами валют, каждый второй знает результаты торгов на бирже, цены на нефть и размер ставки рефинансирования. Несмотря на то что поведенческая модель среднестатистического клиента банка радикально изменилась, банкиры до сих пор не уверены, что знания помогают «знатокам» ориентироваться в окружающей обстановке и принимать верные решения…

Говорят, что финансовая безграмотность населения — одна из причин мирового финансового кризиса. В США граждане необдуманно брали кредиты и инвестировали свои средства в ценные бумаги. Что называется, знали бы вчера больше, так поступать бы не стали. Впрочем, белорусы тоже не всегда действовали рационально. Например, время от времени они в панике принимаются забирать свои вклады из банков, теряя деньги на процентах. Только за последние полгода Нацбанку удалось погасить две такие «вспышки». Между  тем специалисты уверяют: большая часть гибнущих на воде — это как раз те, кто считал, что хорошо умеет плавать. Существует точка зрения, что возросший за последние полгода уровень финансовой образованности белорусского населения —  лишь видимость. На самом деле в условиях финансового кризиса возросла субъективная оценка уровня собственных экономических знаний. Проведенные недавно российским Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) исследования показали, что у наших соседей именно такие проблемы. За последние полгода число россиян, считающих себя в той или иной мере грамотными в финансовой сфере, увеличилось на 12 %. Но результаты опроса показали, что один из базисных индикаторов финансовой грамотности, а именно практики планирования расходов и доходов домохозяйств, не претерпел существенных изменений. Более половины населения (56 %) по-прежнему не ведет учета своих доходов и расходов. При этом почти каждый десятый гражданин (9 %) даже приблизительно не знает, сколько денег было получено и потрачено в его семье. Цифры, конечно, отражают российскую действительность, но, похоже, что их с легкостью можно экстраполировать на белорусскую почву.

Зампредседателя правления ОАО «АСБ «Беларусбанк» Сергей Писарик отмечает: диагноз «финансовая безграмотность» клиентам белорусских банков ставить можно, но отнюдь не без оглядки. В свое время представители «Беларусбанка» очень серьезно ошиблись, полагая, что такая социальная прослойка населения, как пенсионеры, окажется наиболее проблемной категорией клиентов, не желающей постигать даже элементарные основы финансового ликбеза. На деле выяснилось, что это совсем не так. Пожилые люди более собраны, сосредоточены, если чего-то не понимают — предпочтут пять раз переспросить, нежели  действовать  наобум и совершать ошибки. Даже технические новшества не вызывают у них неприятия: пенсионеры освоили услуги инфокиосков и интернет-банкинг, в «Беларусбанке» в настоящий момент эмитировано свыше 200 тыс. пенсионных банковских карт. «Как ни парадоксально звучит, но самая проблемная категория частных банковских клиентов — это педагоги. Они не любят, когда их чему-нибудь учат, и не приемлют никаких возражений со стороны персонала — с ними очень тяжело общаться», — сетует Сергей Писарик.

Как рассказывают в «Белагропромбанке», за последние полгода уровень финансовой грамотности населения Беларуси продвинулся вперед, и значительно. Кризисные тенденции в банковской сфере послужили своеобразным катализатором этой эволюции. «Если растет число безналичных платежей — это уже само по себе означает определенные подвижки, — подчеркивают специалисты. —  С другой стороны, нельзя не заметить, что люди стали более вдумчивы и осторожны при заключении договоров с банками — граждане внимательно читают контракты, обращают внимание на такие вещи, которые еще вчера казались им мелочами. Все чаще  интересуются эффективной процентной ставкой по кредиту».

Председатель правления банка «ВТБ (Беларусь)» Владимир Иванов отмечает: уровень образованности белорусских граждан стал проявляться, прежде всего, в осторожности, с которой они обращаются к банковским услугам. «Даже потребительские кредиты «физики» берут с большой оглядкой. Это, кстати, тоже проявление своеобразной финансовой грамотности, — поясняет банкир, — люди понимают, что бросаться очертя голову в банковские проекты не следует».

Кстати, на государственном уровне вопрос финансового ликбеза до недавнего времени даже не поднимался. Нацбанк и Минфин обращали внимание, что это не их прямая задача, и делегировали все вопросы в коммерческие банки и страховые компании, где с гражданами предлагалось работать специалистам. Конечно, отчасти в недостаточной образованности населения виновны сами банкиры. В погоне за расширением бизнеса они пустили эти вопросы на самотек. Но с другой стороны, нельзя однозначно сказать, что финансовую неграмотность населения они используют в своих корыстных целях. Напротив, добросовестный банк или страховая компания как раз заинтересованы, чтобы клиент понимал, какой договор он подписывает, какие обязательства на себя берет. Лишние разногласия, потеря времени и денег финансистам ни к чему. Поэтому часто банк выступает «просветителем» клиента в области какой-то конкретной финансовой операции. Но проблемы отсутствия планирования личных финансов на перспективу это не решит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter