О платных услугах в системе образования

Учить с отдачей

Говорят, особенно трудно зарабатывать деньги, делая то, чему действительно стоит посвятить жизнь. И часто расчетники учителей и врачей — яркое тому подтверждение. Зарплата у представителей этих жизненно важных профессий по–прежнему в не самой выгодной пропорции по сравнению со средней по стране. Хотя в идеале должна быть минимум в 1,3 — 1,5 раза выше. Интересно, что теоретически и у тех и у других вроде как есть отличная возможность пополнить свой кошелек за счет платных услуг. Но на практике, увы, сетуют учителя, максимальные усилия приносят лишь минимальный результат.

Все чаще в письмах в редакцию и комментариях к публикациям на тему образования читаю вопрос: «Почему нельзя получить достойную зарплату благодаря заработанному собственным трудом?» На самом деле, выкраивать время на платные услуги готовы многие, что, собственно, и делают как физики–математики, так и учителя начальных классов. Логично, что все они ждут разумной отдачи от своих усилий. А ее все нет. Хорошо, если к зарплате прибавят треть стоимости оказанных тобой за месяц платных услуг. Но это такой идеальный вариант, который скорее кажется исключением из правил. Чаще всего деньги принято делить так: 20% — учителю, который взвалил на себя дополнительную нагрузку, а 80% растворяются в бездне других потребностей системы образования. Справедливо ли? И разве не странно, что зарплата педагога занимает сегодня явно не первую строчку в рейтинге необходимых статей расходов?

Вот одна из учительских семей делится собственным опытом. Родители учеников были шокированы, когда узнали, что из 15.600.000 рублей, которые они перечисляют школе за оказанные четой преподавателей платные услуги, до нее самой доходят... чуть более трех миллионов. На двоих. И это, что называется, «грязными». Так стоит ли удивляться, что среди работников школы мужчин днем с огнем не сыщешь? Сколько бы мы ни произносили красивых слов о «разумном, добром и вечном», все–таки, согласитесь, как правило, это дело сильного пола — роль кормильца семьи и добытчика. А с такой «бухгалтерией» какие могут быть достойные зарплаты? Вот почему я понимаю педагогов, которые настоятельно предлагают: для начала прописать на уровне закона, что каждому учителю, который берется за платные уроки, полагается как минимум две трети от полученного дохода. Тогда, мол, будет и интерес, и желание работать лучше и больше...

А ведь и правда, почему бы не работать по такому принципу? Было бы справедливо. Тем более что в итоге каждый получит свои бонусы. Учителя станут богаче и наконец–то почувствуют важность своего труда. Следующий этап — вырастет конкурс в педагогические вузы, а у студентов появится мотивация к работе в школе. Конечно, это перспектива отдаленная, не завтрашнего дня и даже не будущего года, но как минимум несколько шагов в правильном направлении уже будет сделано, почва для перемен подготовлена. Знаете, в современном мире довод «в образовании никогда высоких зарплат не было!» — это никакой не аргумент. Как говорится, все течет, все изменяется. Достаточно взглянуть на западный опыт, на который так любят у нас ссылаться по поводу и без. Там учебные заведения перекупают педагогов! Поскольку уже давно поняли: именно преподаватели формируют престиж школы, колледжа или вуза, а значит —– и их финансовую составляющую.

Кстати, обращают учителя внимание и на еще один странный нюанс: часы на платные услуги у нас строго ограничены. Пусть даже очередь из клиентов выстроится, взять большую нагрузку педагогу не разрешат. В итоге математики и физики и рады бы обстоятельно раскладывать сложные темы по полочкам, лишний раз объяснять и проверять усвоенное, но связаны по рукам и ногам. Любопытно, что и налоги за репетиторство после круговорота в итоге все равно возвращаются в систему образования, так почему не прислушаться к еще одному рациональному предложению учителей — может, стоит просто по месту работы делать единый взнос в фонд школы и здесь же «работать на себя»? Предлагают наши читатели из числа педагогов и оптимизировать дополнительные занятия. Как вариант, разрешить ученикам приходить на уроки к другому учителю. Проще говоря, привязать эти дополнительные занятия к расписанию, а не к конкретному учителю. Наверняка результат будет лучше, ведь школьники пойдут к наставникам с уже конкретными вопросами и просьбами объяснить непонятное.

Многие эксперты, радеющие о нашем образовании, сегодня повторяют: не надо трескучих призывов — просто покажите, что есть учителя, которые умеют и могут зарабатывать. Их, прямо скажем, пока единицы. Так давайте прислушаемся к предложениям из педагогической среды и просто создадим комфортные условия — педагогов с достойными доходами сразу станет больше.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 52 (24682). Четверг, 19 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter