В Минске уже выявлено более 1000 неэксплуатируемых машин: мы узнали, что будут делать с бесхозными авто

Уберут — железно!

На неделе мэр Минска Владимир Кухарев поставил задачу: активизировать работу по уборке заброшенных автомобилей с улиц и из дворов. Сейчас в столице более 1000 неэксплуатируемых машин. «Брошенки» буквально ржавеют на улицах города. При этом порой занимают парковочное место до последнего своего вздоха. Врага надо знать в лицо, поэтому важно вести качественный учет всех неэксплуатируемых транспортных средств (НТС). В Минске есть программа, с помощью которой автохлам не только фиксируют, но и оформляют по всей букве закона. Корреспондент «Р» узнала подробности.

На автостоянке ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» № 56 по улице Радужной, 5 томятся признанные неэксплуатируемыми автомобили.

Найти и опознать

Алгоритм действий достаточно простой. Когда ответственные за работу с автохламом сотрудники администрации районов находят НТС, они открывают на телефоне или планшете нужную программу, вносят туда госномер автомобиля, его марку и модель. С помощью GPS автоматически определяется местонахождение. Напоследок делают фото неэксплуатируемой машины. Все, теперь НТС в списке, который показывает полный перечень брошенных авто, выявленных в пределах города.



— Чтобы обозначить работу с НТС, специалист выбирает нужный статус напротив уже найденного автохлама. Например, «Установление собственника», — кликая по нужному варианту в программе, объясняет главный инженер ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Александр Буткевич. — В этом статусе нужно сформировать запрос в ГАИ и в «Белтехосмотр». Кликаем по первому — на экране появляется готовый документ. Остается только распечатать. Программа помогает оформить все необходимые документы от старта до финиша — утилизации транспортного средства. Данные хранятся в базе пять лет.

В программе на карте города специальными значками помечаются места, где «пришвартовался» автохлам. В зависимости от цвета фигурок можно быстро распознать, на каком этапе находится работа с конкретным транспортным средством. Здесь три основных статуса: НТС выявлено, собственнику автомобиля направлено извещение с просьбой убрать неэксплуатируемое авто, машина направлена на эвакуацию.



— Сейчас в администрациях столичных районов идет обучение работе в новой программе, — вводит в курс дела заместитель генерального директора ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников. — Потом специалисты начнут активно пополнять перечень НТС. Первыми опробовали разработку в Московском и Фрунзенском районах.

Долгая эстафета до утилизации

Жизнь автомобилей коротка. Пара десятков лет — и владелец уже нашел себе другой. А вместо почетной пенсии отправил верного друга на холодное парковочное место у подъезда. Процесс работы с НТС достаточно долгий и сложный. Итак, специалист нашел неэксплуатируемый автомобиль. Занес его в список. Направил запросы в ГАИ и «Белтехосмотр». После того как владельца транспортного средства установили, ему отправляют извещение с просьбой убрать автомобиль. Ход событий может и затормозиться, если собственника машины не нашли. Как правило, это происходит при отсутствии регистрационного номера или доступа к вин-номеру. Тогда работа с НТС зависает. Но вернемся к первому варианту, когда владелец все же идентифицирован. После извещения хозяину авто дают месяц на раздумья и перемещение машины в уютное место, где она не будет создавать неудобств. Если этого не произошло, по истечении срока брошенного «скакуна» забирают к ему подобным — на охраняемую автостоянку. На этом этапе владельцу авто придется раскошелиться, ведь услуги эвакуатора не из дешевых: за перемещение легкового автомобиля нужно заплатить 63 рубля, а за каждый день хранения на стоянке —  1 рубль 20 копеек. Маневры с заброшенным грузовиком и того дороже: 360 рублей стоит перемещение, 6 рублей 4 копейки — каждый день хранения на автостоянке. Не проще ли самому отдать устаревшую машину на утилизацию?..

Когда сотрудники администрации районов находят НТС, они открывают нужную программу, вносят туда госномер автомобиля, его марку и модель. С помощью GPS автоматически определяется местонахождение.

— После НТС еще три месяца ожидает хозяина. Если за ним никто не пришел, специалисты направляют исковый документ в суд, — перечисляет пункты работы с автохламом начальник отдела городского хозяйства администрации Центрального района Игорь Лупсяков.

Если в суде НТС признано бесхозным, оно направляется на утилизацию. Все, финиш. В лучшем случае на такую эстафету уходит более полугода, но это редко. Чаще на работу отводят год, а то и полтора. Кстати, в этом году утилизировали девять автомобилей.


Есть ли жизнь после пробега

Во дворе по улице Заславской, 33, с ходу замечаю пять с виду неэксплуатируемых авто. По их механическую душу уже отправлены извещения владельцам. Время идет, а действий от нерадивых хозяев все нет. Вместе с тем заброшенные авто занимают место и вызывают неудовольствие жильцов: личную машину поставить некуда.



Сегодня мы забираем синий «Фольксваген Гольф». Петр Прудников решает проверить программу и заносит данные машины в соответствующие строки. Все хорошо, автомобиль включен в список НТС. Подъезжает экскаватор. Несколько специалистов фиксируют крепкие тросы-ленты к автомобилю. Сейчас будут поднимать.


— Наверное, хозяина нет дома, — подмечает Игорь Лупсяков и обрисовывает привычную реакцию владельцев на эвакуацию их транспорта: — Так бы уже выбежал с удивленными глазами. Хотя все нужные извещения отправлены. Значит, об эвакуации он знает.

— Возможно, он живет не в этом дворе, — предполагает заместитель главного инженера по парковкам и эвакуации ГО «Гаражи, автостоянки, парковки» Александр Сверчинский. — Иногда владельцы оставляют НТС возле чужих домов. Например, мы забирали старенькие прогнившие «Жигули» со стоянки в районе Новой Боровой.


Тем временем «Фольксваген Гольф» уже в кузове эвакуатора. Следующий пункт — автостоянка ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» № 56 по улице Радужной, 5. Тут томятся признанные неэксплуатируемыми автомобили. Картина достаточно колоритная: потрепанные «Жигули» соседствуют с новеньким «Хаммером». Здесь оставляют на ночь и арендные авто.

— Эту машину жаль, — указывает на хорошо выглядящий красный «Фольксваген» контролер автомобильной стоянки. — Ее привезли сюда еще в 2016 году. Забрали из-под знака. Хозяин так и не пришел.



Свое место занимают и те авто, марку которых уже трудно определить. Время безжалостно оголило все механические внутренности. Даже смотреть на ржавый каркас немного печально. А ведь когда-то эти колеса увозили своих владельцев в приятные поездки… Атмосферный зеленый «Запорожец» подмигивает круглыми фарами. Ну что ты, дорогой, с твоими кирпичами вместо колес далеко не уедем!

— Мест на стоянках хватает. В каждом районе предусмотрено несколько площадок для хранения автомобилей. Сейчас на них нечасто припарковывают эксплуатируемый транспорт, поэтому приютить НТС достаточно легко, —уверяет Александр Сверчинский.


А вот эвакуатор привозит уже знакомый нам «Фольксваген Гольф». Машину выгружают на свободное место между двумя «Пассатами» и уезжают. Теперь на стоянке еще один «ждун». Надеюсь, за тобой придет хозяин.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

С начала этого года в Минске доставили на стоянки ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» 218 неэксплуатируемых транспортных средств.

СПРАВКА

Неэксплуатируемым называют транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на его допуск к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации.

tychko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter