У Вечера всегда утро

Назвать телережиссера Анатолия Вечера крестным отцом нашей эстрады и рок–авангарда последних лет преувеличением наверняка не будет...

Назвать телережиссера Анатолия Вечера крестным отцом нашей эстрады и рок–авангарда последних лет преувеличением наверняка не будет. Его приятный низкий тембр хорошо знаком зрителям еще с тех пор, когда на БТ появилась музыкальная «Акколада», если не раньше. Потом увидели свет «Музыкальная обойма», «Белорусский хит–парад», «Белорусская двадцатка», «Клип–обойма», «ПРОдвижение плюс»... Да и видеоролики с легкой руки соавтора сценариев и ведущего церемонии «Рок–коронация» дали позитивный импульс многим нашим артистам и группам, а кое–кому из них принесли победу и на самом фестивале.


Впрочем, миром звуков он не ограничивается. После запуска «Большой энциклопедии Беларуси» фамилия Вечер стала знакома даже школьникам. Учителя переписали программу на диски, чтобы показывать ее на занятиях. К слову, на домашнем компьютере у Анатолия накопилось уже полтора гигабайта записей созданных им передач. Но вот в светлом будущем ТВ создатель телепродукции всерьез сомневается, о чем и поведал в интервью.


— Я, конечно, не утверждаю, что ТВ внезапно прекратит свое существование, — предупреждает Анатолий. — Но с приходом новых технологий оно изменится и, думаю, будет поглощено Интернетом. Есть и другая сложность. Новые каналы появляются в небывалом количестве. Однако чем выше конкуренция, тем сложнее работать. Телезрители практически стали рабами пульта, сидят и бессмысленно «щелкают» им без остановки.


— А как артистам обратить на себя внимание в огромном море информации?


— Музыкантам надо придумывать что–то из ряда вон выходящее. Либо, как «Ляпис Трубецкой», делать ставку на эпатаж. Да и клипмейкерам есть о чем призадуматься. Раньше срок жизни видеоролика длился года три, теперь же в лучшем случае равен одному. Потом ему место только на специализированных каналах типа «Ностальгии».


— Почему музыкальных программ на непрофильных каналах сегодня раз–два и обчелся?


— Дело в том, что постоянно меняется политика каналов и у каждого продюсера — свое видение. Недавно мы как раз обсуждали с Сергеем Кухто эту тему, на «Ладе» музыкальные программы очень нужны. Поэтому была создана дирекция музвещания и скоро появится много новых проектов. В частности, наша бригада планирует запустить передачу с живой музыкой. Детали обсуждать пока рановато. Вот если сложится все удачно, осенью, в новом телесезоне, увидите готовый результат. Лично мне не нравятся слащавые передачи, по душе достаточно жесткие — в пику тому продукту, который сегодня предлагается в массовом порядке. Таким мы пытались делать «Музыкальный плей–офф», но нажили себе массу врагов.


— Старых знакомых, значит, критиковать неприлично?


— Вот именно. Помню, один товарищ у меня на программе похвалил очень плохую группу, а потом извинялся: «Да понимаешь, это родственники шефа...» К сожалению, в нашей маленькой тусовочке под названием «шоу–бизнес» ругать за ошибки как–то не принято. Люди не понимают, что даже плохая реклама — все равно реклама.


— О том, чтобы появиться в кадре «Просто программы» вместе с женой, не думали пока?


— Нет, ведь изначально передача вообще была рассчитана на Тому Лисицкую. Но, как мне известно, она не владеет свободно белорусским языком, поэтому выбрали Оксану. Идея проекта принадлежала Сергею Кухто. А мы с женой дали название и продумали стилистику, предложив черно–белый фон с ярким пятном — ведущим в кадре.


— В следующем году уже 20 лет, как вы — сотрудник Белтелерадиокомпании. Редкое постоянство проявляете...


— Может, я просто ленивый человек? В компанию пришел в 89–м и в том же году познакомился с Оксаной. Мы начинали с программы «Сёмая пятнiца» в молодежной редакции Белорусского радио. И до сих пор прекрасно дополняем друг друга. Супруга лучше разбирается в журналистике, а я более уверенно чувствую себя в режиссуре. Так что у нас абсолютно идеальная бригада. А что касается места работы, я предан ему независимо от зарплаты и количества заданий. Хотя не могу сказать, что всегда все шло гладко. Начинал я в программе «Крок», а потом сложилась неприятная ситуация и нужно было либо менять специализацию, либо уходить. Тогда–то и стал работать в редакции музыкального вещания. А один год вообще ничем не занимался.


— А преемников на смену себе вырастили?


— Самое потрясающее, что у меня самого не было наставников. Это беда нашего телевидения — всегда очень мало людей, которые могли бы чему–то научить. Такая же ситуация сложилась и сейчас. У меня, например, бригада постоянно меняется, стабильный состав появился всего пару месяцев назад. Однако люди, с которыми мы когда–то вместе начинали, достигли неплохих результатов. Один из них, например, занимается монтажом в солидной фирме, выполняет заказы на Россию и Запад. Единственный мой ученик, который превзошел учителя, — жена.


— Творческой конкуренции не опасаетесь?


— Знаете, сейчас приходит столько молодых парней, которые делают то, чего я уже никогда не сумею. Свеженьких идей, правда, креатива маловато. Но технарей масса! Недаром многие уезжают в Москву, а то и куда подальше. Новые технологии, переход на другие системы монтажа — вообще сложнейшая штука. Считаю, даже взрослые дядьки–режиссеры должны вновь сесть за парты и освоить эту азбуку. Меня раздражают те, кто считает, будто на их век знаний и так хватит. От новых профессиональных терминов только отмахиваются: «Не ругайся матом!» Знаете, почему молодые обходят нас, стариков? Да они с детства с компьютером на «ты». Я потихоньку переучиваюсь, давно уже сам делаю монтаж, у молодежи какие–то вещи перенимаю.


— А клипов сейчас много снимаете?


— Ну вот для программы «Продвижение» порядка 100 штук сделали, а теперь у нас отпуск.


— Судя по всему, любимое ваше детище — «Нейро Дюбель»...


— Не могу сказать, что безумно люблю эту группу. Некоторые песни нравятся, к другим отношусь прохладно. Но музыка «Нейро Дюбеля» — настоящий клад для режиссера, это материал, который позволяет снимать все, что хочешь. И с Сашей Куллинковичем у нас давно хорошие отношения. Еще мне нравится «J:Морс», хотя мы сделали всего три клипа. У группы «Палац» потрясающая песня «Кола». Жаль, не получилось ничего с «Крамбамбулей», хотя с N.R.М., например, работали много.


— К артистам, выступавшим в популярных телешоу, относитесь с одобрением или негодованием? Например, Земфира заявила однажды, что танцы на льду ей ни к чему...


— Земфире, может быть, особой необходимости выходить на лед и нет. А вот нашим исполнителям, будь я продюсером, настойчиво посоветовал бы ни от чего не отказываться. Чтобы зарабатывать деньги, надо чаще «светиться в ящике» — это нормальный закон шоу–бизнеса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter