У счастья нет возраста

Родить в 45—50 лет…
Родить в 45—50 лет… Похоже, подобным фактом вскоре уже никого не удивишь. Вон в Индии 70-летняя мама нянчится со своим первенцем. В Беларуси возрастных мамочек тоже становится с каждым годом все больше.  Правда, пока никто из белорусок не может побить рекорд минчанки Татьяны Короткой, которая впервые стала мамой двойни в 54 года. Сейчас Татьяне Петровне — 57, а ее сынишкам Адаму и Антону не исполнилось еще 3 лет. Заглянем в гости в необычную семью и узнаем, насколько тяжело не соответствовать стереотипам.


С Татьяной Короткой я впервые познакомилась, когда она только стала мамой. Пришла брать у нее интервью. Мне повезло, что я успела сделать это первой. Потом на нее буквально обрушился шквал звонков — все хотели поговорить с уникальной мамой. Тогда она не знала, как отбиваться от повышенного внимания. Помню, я зашла в квартиру — и у меня внутри все сжалось. В комнатах практически ничего не было. Стояли только две детские кроватки. До рождения детей Татьяна долгое время собирала деньги на ремонт, даже продала мебель, спала на раскладушке, но потом все до копеечки отдала на… ЭКО. На тот момент, да и сейчас, это были немалые деньги — больше восьми тысяч долларов. А плюс сколько еще ушло на лекарства…

И вновь я стою в этой же квартире и не узнаю ее. Красивый аккуратный ремонт, уютная мебель. Татьяна подмигивает: «Деньги — дело наживное. Я же вам говорила, что мои мальчишки должны жить в уюте!»

Мальчишки Антон и Адам с любопытством смотрят на гостей, а потом снова принимаются за свои дела. Только если Антон носится по всей квартире, Адам жмется к маме — то обнимет ее, то поцелует. Татьяна крепко прижимает ребенка к себе: «В магазин пойду, только отвернусь, а Антона уже нет — вертолет, а не парень, а Адам всегда за ручку идет». Еще в животе у мамы ребята проявляли свой характер. Антон настойчиво выбивал маме азбуку Морзе, а Адам лишь изредка посылал сигналы. Татьяна переживала: как так? Но прежде чем она почувствовала такое важное шевеление у себя внутри, у нее был долгий путь. Как она признается, впервые у нее «щелкнуло» в 50 лет. Поняла, что хочет детей. Найти мужчину в этом возрасте непросто. Татьяна вздыхает: «Хотелось бы, чтобы у сыновей был папа, но не вышло. И замуж хотела — не получилось. В молодости парни сватались, а я думала, что-то лучшее ждет меня впереди. А потом в работу ушла с головой. Хотя постоянно мечтала о семье, о детях. Мораль сей басни такова: надо жить настоящим. Думаю теперь: мальчикам исполнится 18 лет — пусть сразу женятся, не ждут. Мне надо быстрее, чтобы они были определены».

Серьезным импульсом в ее жизни стал телесюжет о женщине, которая родила после 50. «Помню, смотрю, а по коже мурашки бегают: вот он, мой шанс! — даже сейчас у Татьяны меняется интонация. — Так я отважилась на ЭКО». Вероятность «победы» была невелика. Экстракорпоральное оплодотворение Татьяна делала в Украине — у нас в таком возрасте эту процедуру делать нельзя, — а рожала уже у нас, в научно-практическом центре «Мать и дитя».

Первая попытка оказалась неудачной. Другой бы подумал: значит, не судьба, значит, надо остановиться. Но не она. «Я решила: даю самой себе четыре попытки. На две деньги были, на остальные планировала брать кредит».

Пока будущей маме делали все процедуры, ей не раз пришлось кататься из Беларуси в Украину и обратно. Но о своих планах она никому не говорила. Были проблемы на работе, но женщина не сдавалась. И — о чудо! — удача. «Две полоски, две полоски!» — кричала она, сжимая тест на беременность, а слезы текли по щекам. А потом она на всякий случай сделала еще три контрольные проверки — все боялась, что заветные полоски куда-то исчезнут.

Беременность была не из простых. Надо было постоянно принимать лекарства, делать уколы. Татьяна запиралась в рабочем туалете и делала себе инъекции. Но самое сложное случилось потом, когда она оказалась один на один с орущими свертками. Ни мужа, ни бабушек нет, чтобы подсобили. «Уставала — не то слово. Я и сейчас так набегаюсь с ними, мне бы до кровати дойти. А они, как энерджайзеры, готовы носиться. Другие мамочки на детских площадках стоят, разговаривают, а я себе такой роскоши не могу позволить. Постоянно в делах. Надо оформить какие-то документы, беру детей — и в путь, за продуктами тоже с ними», — вот и сейчас мальчики активно тянут маму за руки. 

— Не боитесь, что дети будут вас стесняться? — неожиданно задаю Татьяне не совсем удобный вопрос.

— Знаете, я готовлюсь к этому моменту. Думаю, пойдут в школу, буду хорошо одеваться, чтобы не отличаться от молодых. Как только мальчики появились на свет, дала себе установку — прожить не менее девяноста лет. Хотя вот иногда посмотрю на себя в зеркало, загляну в свои глаза — и понимаю, что возраст берет свое. Признаться, времени на себя нет. Видите, даже корни волос не прокрашены.

На улице Татьяна нередко слышит в свой адрес «бабушка». Обидно? Конечно. «Я не бабушка. Я — мама», — всегда парирует она. Свой возраст она не ощущает. Говорит, по внутренним часам чувствует себя максимум на 45, не больше. Дети дают энергию, силу.

Мальчики приносят маме книжку, карандаши — еще совсем малыши, а уже изучают азбуку. «Машина», — тычет маленьким пальчиком в рисунок Адам. «Кот», — показывает Антон. «Мультики любят у меня смотреть, — Татьяна гладит ребят по голове. — Сейчас столько развивающих мультфильмов. Антон благодаря им научился совсем по-книжному говорить».

— Не жалеете, что тогда приняли именно такое решение, что перевернули свою жизнь с ног на голову?

— Иногда задумываюсь об этом. Бывают сложные моменты, когда хочется плакать, опустить руки. А потом Адам подойдет, прижмется своей щекой ко мне — и на сердце так хорошо становится. Или Антон примчится, что-то веселое скажет — и я уже смеюсь. И тогда думаю: что бы было в моей жизни без них? Разве что пустота…

Прямая речь

Венера Семенчук, исполняющая обязанности заведующей лабораторией репродуктивного здоровья ГУ «РНПЦ «Мать и дитя»:

— Принято считать, что лучшее время для рождения ребенка у женщин приходится на возраст 20—30 лет. Сегодня количество женщин, планирующих беременность после 30 лет, увеличивается. За последние десять лет изменился средний возраст женщины при рождении детей. Если в 2010 году он составил 25,3 года, то в 2015 году — 28,6. А средний возраст прекрасных дам при рождении первого ребенка в 2010 году составлял 22,9 года, в прошлом году — 26 лет. На эти цифры оказывают влияние социальные факторы. Современные женщины хотят развиваться, стремятся сделать карьеру. Например, в нашем центре за 2015 год 115 женщин родили в возрасте от 40 до 44, а в возрастных рамках от 40 до 49 зарегистрировано 9 человек. Сразу отмечу: мы уже давно ушли от обидного термина «старородящая». С возрастом забеременеть сложнее, это правда. К сожалению, не каждая женщина может позволить себе позднее материнство. Все дело в овариальном резерве — общем количестве яйцеклеток, которое закладывается природой и расходуется женским организмом на протяжении всего детородного периода. Современная статистика показывает, что овариальный резерв может «исчерпаться» даже в возрасте 20—30 лет. Кстати, тест на определение  количества яйцеклеток в организме женщины можно сделать в нашем центре. Помимо этого, после 35 лет способность к зачатию и вынашиванию будущего малыша снижается из-за того, что прогрессируют гормональные изменения и происходит «старение» яйцеклетки.

В Беларуси самыми возрастными мамами стали женщины 53 и 54 лет. В нашей стране по закону ЭКО можно сделать до 49 лет. Этому есть медицинское обоснование. До 49 организм способен без труда выполнять репродуктивную функцию без помощи извне. Вероятно, что женщина из Индии, у которой появился малыш в 70 лет, была на гормональной поддержке. Редко у кого в такие годы сохраняется овариальный резерв. 

Принято считать, что поздняя беременность чревата большим количеством рисков и осложнений. Все зависит от исходного состояния организма. У возрастных женщин встречается больше проблем в плане зачать, выносить и родить здорового ребенка. К 40 годам многие страдают каким-то хроническим заболеванием. Если будущая мама здорова, беременность протекает в спокойном режиме. Другое дело, если имеется какое-либо заболевание у женщины. Тогда нужно учитывать, что данная беременность — это работа в «авральном режиме» для организма, с повышенной нагрузкой. Но медицина шагнула далеко вперед. У нас рожают женщины с трансплантированной почкой, оперированными врожденными пороками сердца, гипертонией, сахарным диабетом. 

Доказано, что риск рождения ребенка с синдромом Дауна значительно увеличивается с возрастом матери. Если у 20—25-летних женщин этот риск составляет 1 на 1400 здоровых, то в 35 лет риск возрастает до 1 на 350, после 42 — до 1 на 60. После 35 лет женщина попадает в группу риска по хромосомным заболеваниям у плода, поэтому мы предлагаем пациенткам более расширенный скрининг, а также дополнительные инвазивные методы диагностики. Хочется отметить, что акушеры-гинекологи всегда будут стоять на страже здоровья матери и ребенка.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter