У «Острова надежды» есть надежда

А  у  непростых ее  воспитанников – шанс  на  адаптацию в  обществе

А  у  непростых ее  воспитанников – шанс  на  адаптацию в  обществе

— Привет, меня зовут Виталик! А тебя? — с доброжелательной улыбкой приветствует меня внушительного вида парень. 

— Света, — нарочито весело отвечаю я и поспешно отвожу взгляд. 

Виталик снова улыбается, хлопает меня по плечу и медленно направляется  вперед по коридору. 

И нет ничего необычного в этой ситуации, если не учесть, что разговор этот происходит в коридоре общественной организации адаптационно-оздоровительного учреждения «Остров надежды», где проводят время  дети с особенностями психофизического развития, а Виталик – один из них. 

Назвать воспитанников организации детьми можно условно. Здесь с 8 утра до половины шестого вечера проводят время 45 молодых людей  в возрасте от 18 до 31 года, чьи диагнозы заставляют вздрогнуть: шизофрения, синдром Дауна. Оставлять их дома одних нельзя, сидеть с ними целыми днями в четырех стенах не каждый выдержит, да и жить надо на что-то. Усугубляет проблему то, что большинство семей с такими детьми неполные. 

— Подавляющее большинство ребят – инвалиды первой группы. Очень часто отцы, узнав, что в семье такой больной ребенок, не выдерживают, уходят, — рассказывает дефектолог Оксана Фабишевская. — Из 45 воспитанников только 6 возвращаются в полные семьи. Еще двоих воспитывают отцы, остальными занимаются мамы. 

В центре 9 работников, в том числе и мамы некоторых воспитанников: Инна Осипчик и Валентина Ермакова — помощниками воспитателя, Наталья Кисель трудится на кухне. 

— Этот центр – наша единственная отдушина, — говорит, волнуясь, Инна Геннадьевна, глядя на сидящую перед ней на ковре 18-летнюю дочку Таню. — Здесь и мы, мамы, можем пообщаться, не чувствовать себя одинокими, и наши дети. Вместе нам легче. Я вот закончила курсы бисероплетения, теперь с ребятами делаем поделки. 

Инна Осипчик показывает несколько довольно аккуратных цветков, сделанных из бисера, и тут же продолжает о наболевшем: 

  Муж сначала ушел, не выдержал, но потом вернулся, есть еще сын. Ему 20 лет. Стесняется домой привести друзей. А так Таня целый день здесь, а вечером мы приходим и укладываем ее спать: получается, никого не стесняет, никому не мешает, и я тут могу за ней поухаживать. 

— Мои дети тоже стесняются брата, — поддерживает разговор Валентина Ермакова, — если в электричке вместе с Вадимом едем, отсаживаются. Вы представляете, как это с таким ребенком в кино пойти, как будут люди реагировать и он себя вести? А всех вместе мы их и в кино водили, и каждый год на Минское море возим, и елку устраиваем. Ребята настолько привыкли к центру, друг к другу, что даже на каникулах сюда просятся. Они же не понимают, что это такое. Как-то соседи рассказывали, что во время каникул у закрытой двери три человека одетые стояли: хотим, мол, в школу и все. 

Работники центра отмечают, что хорошее отношение воспитанники «Острова надежды» чувствуют  и поэтому стараются.  Ребята постоянно занимаются с психологом, дефектологом, музыкальным работником. Показали мне и сделанные воспитанниками горшки для цветов из лозы, керамические игрушки, картинки, рамки для фотографий. Честное слово, не все здоровые способны на такое. Я вот, признаюсь, вряд ли смогла бы сделать некоторые из таких поделок. 

— А с наступлением весны все  воспитанники в основном проводят время здесь, — показывает на маленькую огороженную площадку завхоз Людмила Ястремская. — Тут они и в баскетбол играют, и за кустами ухаживают: у каждого свой кустик, за которым он смотрит. 

«Остров надежды» — единственная в городе организация такого типа, сюда приезжают родители со всех концов города. К сожалению, из-за отсутствия мест не могут принять всех желающих — на очереди стоит 107 человек. Но это полбеды. Тяжелой грозовой тучей висит над родителями и работниками центра вот такая проблема: 

— С 2003 года мы должны по закону выплачивать налоги в сумме 3 миллиона рублей ежемесячно. Это не под силу никакой общественной организации, — в очередной раз с болью рассказывает директор «Острова надежды» Людмила Гутько. — Тем более если учесть, какого типа наше учреждение. Сегодня мы задолжали 21 миллион. По закону учреждение не может арендовать помещение с 1 апреля. 

Уже несколько лет родители и работники организации  просят о  помощи. В 2004 году  центр получил принципиальное согласие от комитета по труду и социальной защите Мингорисполкома на создание государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и молодежи с особенностями психофизического развития» путем объединения «Специального учреждения для детей с особенностями психофизического развития» и общественной организации  адаптационно-оздоровительного учреждения «Остров надежды». Вопрос этот с тех пор на рассмотрении и согласовании в инстанциях, остается только  слабая надежда, что он будет улажен еще до 1 апреля. 

Поэтому весь коллектив «Острова надежды», родители сейчас как на иголках: волнуются, переживают. То и дело у участников разговора на глазах появлялись слезы. Они просят о помощи. 

И она, похоже, придет. В комитете по труду и соцзащите Мин-горисполкома сообщили, что хотя инициатива по созданию государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и молодежи с особенностями психофизического развития» остановлена в связи с нехваткой средств в городском бюджете, но для воспитанников общественной организации «Остров надежды» планируется  создать учреждение дневного пребывания в составе территориального центра управления соцзащиты Фрунзенского района. По словам начальника управления Людмилы Тимошишиной, судьбой «Острова надежды» они озабочены, и в ближайшее время должен также рассматриваться вопрос о погашении государством долгов организации и продлении аренды помещения. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter