Как и почем продавать отдых в Беларуси иностранцам

У имиджа много составляющих

Гостиницы в Минске стоят дороже, чем в столицах соседних государств. Но цена снижается. К нам уже понемногу приезжают китайские туристы. Экскурсионные бюро хотят привлечь и японцев. Что нужно сделать, чтобы к нам приезжали более активно? Чтобы, побывав здесь однажды, возвращались снова и снова? Конференция Buy Belarus, организованная старейшим туристическим порталом Tio.by, впервые объединила представителей всех сторон, заинтересованных в продвижении Беларуси за рубежом. У имиджа, как выяснилось, очень много составляющих. Корреспондент «СБ» записал самые интересные мнения участников форума.



Отели: дешевеют


За последний год в пересчете на евро средняя стоимость номера в минском отеле снизилась на 20 процентов. Директор «Президент–отеля» Николай Подрезенко напомнил, что 3 года назад стандартный номер здесь стоил 300 у.е.:

— Но потом мы изменили свою ценовую политику. И конкуренты обвинили нас в демпинге! Однако в результате все пришли к более–менее реальным цифрам. Сегодня стандартный номер уже можно снять за 150 — 180 у.е., а в выходные цена опускается до 99 у.е.

Однако заполняемость минских отелей не лучшая. Например, в «Европе» средняя загрузка в год составляет 45 процентов, по всем отелям города — 41%.

Тем фирмам, которые привлекают постояльцев, гостиницы дают существенные скидки. Пока среди компаний, работающих на заполнение отельной базы, больше иностранных, чем белорусских. Зарубежные посредники получают существенные скидки, наши обижаются. Замминистра спорта и туризма Михаил Портной даже привел любопытную цифру: российский туроператор получает 20 процентов комиссии, белорусский — 1 процент. А, между прочим, за счет своей комиссии оператор может предлагать клиенту еще более выгодную цену гостиницы.

Съемные квартиры: камень преткновения


Управляющие отелями очень ревниво относятся к гражданам, сдающим жилье туристам. В Минске съемных квартир около 60 тысяч. Н.Подрезенко полагает, что город и государство только выиграют за счет поступления налогов от гостиниц, если количество таких квартир уменьшится. А вот Юрий Натычко, начальник управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома, занимает более сдержанную позицию:

У представителей турбизнеса  много нерешенных вопросов.

— На законодательном уровне цена на проживание никак не регламентируется государством. Поэтому есть все условия для конкуренции без искусственных ограничений. А появление гостиниц международных сетей показало, к какому уровню сервиса надо стремиться. Поэтому время все расставит по своим местам.

Койко-место: третье не лишнее


В чем проблема добавить лишнюю койку в двухместный номер, если в нем селится семья с ребенком? Этим вопросом задавалась уже много раз Лариса Петровская, представитель туркомпании из Витебска. Она смотрит еще шире:

— Если в Минске выбор отелей достаточно неплох, то в регионах не хватает качественных стандартных гостиниц средней доступности. В тех же, которые имеются, или цена зашкаливает (при этом качество предлагаемых услуг вызывает вопросы), или ремонт делали очень давно. Не хватает «даблов» — двойных кроватей.

Агроэкоусадьбы: цены скачут


Сельских подворий день ото дня все больше. Но заказать в них отдых не всегда легко. И с ценами ситуация интересная: напрямую — одна цифра, через фирму — другая. Опытный бизнесмен Игорь Чернозипунников констатирует:

Фото Павла ЧУЙКО

— К сожалению, только хозяева единичных усадеб понимают механизмы работы с турфирмами. Дело в том, что если подворья работают по упрощенному налогу, то мы вынуждены платить за них 30 процентов НДС. И для того чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, хозяева должны идти на уступки, а они не хотят.

В результате в сети появляются отзывы огорченных стоимостью клиентов: они–то не знают о тонкостях ценообразования.

Гостеприимство: начинается с улыбки


Что является основой привлекательности страны? Ее имидж. А он, уверен Михаил Портной, начинается с простого:

— С улыбки пограничника. Именно этот человек создает первый образ нашей страны у путешественника.

Оксана Бичун, представитель одной из крупных турфирм, добавляет:

— Мы должны понимать, зачем людям из других стран к нам ехать. Каждый на сегодняшний день действует по собственной схеме, а нужна единая стратегия государства, бизнеса, общества.

Визы: будут давать в аэропортах


Можно понять Оксану Бичун, которая сетует:

— Почему нам непросто привлекать в Беларусь людей из других стран? Первая проблема — визы. 

М.Портной обещает скорые подвижки в этом вопросе:

— Уже работает бизвизовый режим с Израилем и Турцией. Китайцы с шенгенской визой могут находиться в Беларуси до трех суток. На этот же срок действует свободный въезд в Беловежскую пущу. Впереди — рассмотрение вопроса об упрощенном въезде граждан государств, благополучных с точки зрения миграции. Начнем с того, что будем им ставить визу в аэропорту.

Инфотурцентры: на бумаге — 60, в реальности — 2


Еще один вопрос, который затронул М.Портной, — создание инфотурцентров:

— На бумаге их «нарисовано» 60, а в жизни работают 2, оба в Минске. Без них говорить о работе с путешественниками в регионах сложно. Им там некому дорогу подсказать — к общепиту, достопримечательностям.

* * *

Побывавший год назад в Беларуси генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи очертил несколько проблем, которые тормозят развитие туризма: страна не обладает узнаваемым имиджем, ее путают с Россией, для многих она вообще белое пятно на карте. При этом, на взгляд Т.Рифаи, у нас огромный потенциал.

Главный редактор Tio.by Лилия Кобзик осторожна в прогнозах: «Конференция Buy Belarus показала, что национальный турпродукт еще не сформировался, но уже созревает. Наша задача — научиться его продавать. И вместе с тем — продвигать страну в целом за рубеж». Все игроки рынка готовы разделить между собой ответственность за это дело: на пользу государству и обществу и для выгоды бизнеса и рядовых туристов.

Советская Белоруссия № 49 (24931). Четверг, 17 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter