Ты - мне, я - тебе

Проследим хронологию событий.
Проследим хронологию событий. В конце марта наполовину подорожали услуги пригородного транспорта. Километр вояжа в междугородном автобусе стал обходиться в 26,4 рубля.

Через какое-то время о необходимости очередного роста тарифов публично заговорил начальник управления транспорта и связи Мингорисполкома Владимир Сосновский. По его мнению, 120-рублевый городской талончик не позволяет исполнить закон о бюджете и надо бы увеличить его стоимость на треть. А где слово - там и дело. Хотя не прошло и трех месяцев после очередного подорожания проезда в общественном транспорте и инфляция с тех пор не перешагнула 10-процентный порог. Как все это объяснить? Возможно, ответ таится в письме, которое недавно пришло в редакцию.

"Уважаемые руководители, - рассуждает пенсионер из Орши Николай Радченко, - сколько бы вы ни поднимали цену билета на проезд, при нынешнем положении дел общественный транспорт будет убыточным. Докажу это на простом примере. Еду я однажды в городском автобусе. В салоне 27 человек. Но когда кондуктор стала требовать деньги за проезд, оплатили его лишь четверо. Остальные предъявляли красненькие и синенькие книжечки. В том числе и моя знакомая, к изумлению, оказалась инвалидом II группы по труду. Не знаю, как другие, но этот "инвалид" в одиночку обрабатывает 15 соток земли, содержит 3 козы, 2 свиней...

На мой взгляд, все должны платить за проезд одинаково, может быть, за исключением инвалидов Великой Отечественной войны I, II групп и инвалидов с детства I группы, как это сделано в соседней Литве. У нас нет нефти, газа, дешевой электроэнергии, алмазов и золота, чтобы расплатиться за огромное количество льготников. Поэтому если не отменить всех льгот на проезд, то придется снять последнюю рубаху с того, кто оплачивает услуги транспорта полностью".

Обратите внимание, о сокращении льгот говорит не кто иной, как сам льготник. Потому что он хорошо понимает, чем чревата безразмерность социальных благ. Скажем, в 2002 году дотация из бюджета "Витебскоблавтотрансу" (по информации первого зам. ген. директора В.Худоерко) положена вдвое меньше необходимой. Так решили депутаты парламента, принимая бюджет-2002. Но откуда транспортникам черпать дополнительные доходы, если льготников не стало меньше, а тарифы жестко регулируются Министерством экономики, да и рост их чреват недовольством населения? В результате, не найдя золотоносных источников, Полоцкий автопарк N 2, например, сократил четыре невыгодных маршрута полностью и частично выезды автобусов на всех оставшихся. Так худо-бедно, но финансовую брешь закрыл, сэкономив попутно на обновлении шин, запчастях и зарплате водителям. Но так потихоньку да помаленьку можно искромсать важнейшую отрасль и довести качество услуг до нуля.

Только вдумайтесь: около 60 категорий льготников, или 5,5 миллиона человек, пользуются теми или иными "перевозочными" привилегиями. За прошлый год прямые потери доходов транспортников от предоставленных льгот оцениваются в 70 миллиардов рублей. Для сравнения: городские автопарки в общей сумме заработали на перевозках пассажиров 30 миллиардов рублей, пригородные - 15 миллиардов. "Если бы взять и разом отменить все льготы, - сказал заместитель начальника управления экономики и финансов Минтранса Василий Устинский, - общественный транспорт страны полностью бы отказался от дотаций государства и даже снизил тарифы. Но это на сегодняшний день практически невозможно. Армия льготников с плеч транспортников упадет на плечи бюджета и его ведомств, коим придется сообща раскошелиться, чтобы у пользователей общественным транспортом были деньги его услуги оплатить". А мы помним, что сумма потерь от обслуживания льготников была раза в полтора выше, чем все доходы от перевозок. Получается, если радикально не изменить суть предоставления льгот, задача оказывается нерешаемой.

Над этой архисложной проблемой, по словам зав. сектором координации работ и общественных связей Министерства труда и соцзащиты Зинаиды Павлович, с конца прошлого года вплотную работает межведомственная комиссия, возглавляемая министром Антониной Моровой. К сентябрю проект закона о внесении изменений в законодательные акты страны, касающиеся льгот, будет вынесен на обсуждение парламента.

Что ж, каким будет мнение депутатов по этому поводу - увидим. Очевидно оно должно в том числе опираться на мнение избирателей. Думаю, самое время и читателям "СБ" высказаться. Пишите...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter