Творить и вдохновляться по госзаказу?

За 9 лет использовано более 2.400 изобретений и 135.000 рацпредложений

Как следует из недавно опубликованного отчета Республиканского совета общественного объединения «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов», за последние девять лет в народном хозяйстве Беларуси использовано свыше 2400 изобретений, более 135 тысяч рационализаторских предложений, что позволило получить прибыль в размере свыше 500 миллиардов рублей.

Но является ли достаточным достигнутый уро­вень? Думается, нет. Ведь авторских свидетельств в советские времена выдавалось гораздо больше, чем сегодня патентов на изобретения. Более того, большинство выданных в стране патентов уже через год-два аннулируется из-за отсутствия финансовой поддержки и интереса со стороны их обладателей. Увы, подача заявок на выдачу патента на изобретение часто преследу­ет не коммерческую выгоду, а обеспечение более или менее высокого научно-технического рейтинга, например, конкретного ученого или учреждения. А ведь патентование призвано прежде всего обеспечить защиту коммерческих проек­тов, а не простое получение «охранной грамоты». Не секрет, что многие перспективные изобретения из-за их невостребованности в родном отечестве «уходят» за рубеж. Ведь иностранным компаниям не составляет большого труда перекупить ноу-хау. Дру­гое дело, если речь идет о результатах исследований, полученных в лабораториях государственных институтов. Но и в этом случае, по-видимому, можно говорить о продаже отдельных идей за рубеж.

Большинство наших главных экспертов и специалистов уверены в том, что современному изобретателю и рационализатору не следует работать по принци­пу: «Что хочу, то изобретаю; что вижу, то и рационализирую». Помнится, при Институте физики АН БССР раньше существовал большой оптический производственный отдел. В нем всегда на специальной доске вывешивались тематические планы по изобретательству и рационализации для нужд отдела. Ребята думали, изобретали, совершенствовали свое производство. И, что немаловажно, получали при этом свои премиальные. Отдел процветал, выполняя многочисленные заказы, в том числе из Польши, Германии и других стран.

Однако кое-кто из изобретателей и рационализаторов считает, что творить по заказу должны исключительно научные институты и специальные лаборатории, которые находятся на содержании у государства. И «вдохновляться по госзаказу» они не желают. Но, на мой взгляд, одно другому не мешает. Наряду с четким «госзаказом» вполне может развиваться и «свободное» изобретательство и рационали­заторство.

Известно ведь, что Альберт Эйнштейн был патентоведом и изобретателем. О периоде своей работы в патентном бюро в Берне он вспоминал так: «Составление патентных формул было для меня благословением. Оно заставляло много думать о физике и давало для этого повод. Кроме этого, практическая профессия вообще спасение для таких людей, как я: академическое поприще принуждает молодого человека беспрерывно давать научную продукцию, и лишь сильные натуры могут при этом противостоять соблазну поверхностного анализа».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter