Твердый почерк Валерия Раевского

Вчера Купаловский театр закрыл очередной свой сезон

Вчера Купаловский театр закрыл очередной свой сезон, причем новой постановкой режиссера Валерия Раевского «Ядвига» по пьесе Алексея Дударева. Хотя спектакль как премьера не объявлялся, но два представления, прошедших в последние дни июля, были предсказуемо аншлаговыми.


А накануне я напросилась в Купаловский на черновой, как говорят в театре, прогон, чтобы понаблюдать почерк Раевского–режиссера, что называется, в процессе. Кстати, его творческое руководство театром укладывается в большой временной отрезок — 35! Случай поистине уникальный. И, как выражаются коллеги Валерия Николаевича, достойный Книги рекордов Гиннесса. На постсоветском пространстве нет ни одного руководителя, который бы столько лет возглавлял театр.


Такой срок — по словам самого Раевского — не иначе кем–то свыше посланная роль.— Должен был остаться в Москве, в театре на Таганке, но вот попал в Купаловский. Спасибо Тому, кто распределяет роли.


Более 40 спектаклей поставлено Раевским на родной сцене, а за ее пределами — свыше 60. 80 актеров–купаловцев за это время получили множество разных званий. И у Валерия Николаевича их немало — народный, лауреат, орденоносец, профессор... И имидж — режиссер–эпоха, патриарх метафорического, философского театра, вкусивший и радость побед, и горечь неудач.


— Случись такая дата у режиссера, скажем, в Армении или Грузии, — рассуждал ректор академии искусств Ричард Смольский, когда на днях Раевского по–семейному чествовали в малой репетиционной комнате театра, — то там наверняка устроили бы ночной фейерверк и заложили бы памятную плиту с пятерней режиссера...


Но театр рассудил мудро, вложив сейчас весь творческий «порох» в новый спектакль «Ядвига». И, знаете ли, получилось. Достойный подарок к своему творческому юбилею сделал Раевский в содружестве со сценографом Борисом Герлованом. Зрелищный, крепкий спектакль, обещающий в новом театральном сезоне собирать аншлаг за аншлагом. Признаюсь, переполнилась чувством гордости, услышав зрительские овации. Хотя иначе и быть не могло: артисты у Раевского умные, что называется, пластичные, режиссера своего слышат и способны вести с ним диалог. И никуда им от купаловской традиции добрых, почти семейных взаимоотношений в коллективе не деться. Замечу, интеллигентно общался Валерий Николаевич с актерами на прогоне. Их находки и какие–то нюансы, привносимые в образы, вызывали у него одобрительный смех, побуждали к репликам: молодец, хорошо. Это касалось и Николая Кириченко — Князя, и Николая Кучица — Корчмаря, и Валентины Гарцуевой — Ядвиги, а также других исполнителей. Разумеется, такое гармоничное общение происходит, когда спектакль уже сложился, на первых же репетициях и страсти кипят, и мнения сталкиваются. Но, как известно, там, где режиссер не персонифицирует проблемы, личности, с которыми он работает, всегда остаются в цене. Вот и с Герлованом, и Дударевым творческий союз у Раевского неизменно давний и успешный.


Пьесой «Ядвига» — третьей по счету после «Князя Витовта» и «Черной панны Несвижа» на историческую тему — Алексей Дударев отправляет нас в начало XVI века на Ошмянщину, в замок шляхтичей Русиновских, где по указу Князя судья Валькович (Андрей Ковальчук) расследует убийство мужа Ядвиги. Разумеется, это не просто детективная история, случившаяся, конечно же, из–за любви, — а еще и драма любви.


Уже в прологе театр согласно законам жанра заявляет о случившемся преступлении кровавыми пятнами, стекающими по белому полю экрана, который высвечивается на заднике сцены. Технические возможности позволяют создать ошеломляющий эффект. К слову, Герлован всегда умел поразить воображение, не перегружая сценическое пространство деталями. В «Ядвиге» основной «инструментарий» — цепи. Ниспадая с балок под колосниками, они создают иллюзию то рукотворных предметов, то природных явлений. В союзе с изумительным светом и звуковой партитурой они, традиционно ассоциирующиеся в нашем сознании с ограничением, как ни парадоксально, воспроизводят на сцене атмосферу свободы. Цепи и свобода... Для Раевского и Дударева, думаю, эта идея очень важна, поэтому цепи — чуть ли не основная метафора спектакля. Театральная реминисценция прозрачна, только улавливай смысл: кто, как не мы сами, в силу разных причин сковываем и ограничиваем себя условностями и стереотипами? Создаем их веками, потом следуем, потом вступаем с ними в противоречие... В результате так редко чувствуем себя счастливыми — и об этом новый спектакль Дударева — Раевского. И о вере в лучшее будущее — в то, которое, как правило, за пределами человеческого сознания.


В новом театральном сезоне, который откроют 4 сентября уже официальной премьерой «Ядвиги», у купаловцев будет много праздников. Планируется и официальное чествование Валерия Раевского с 35–летием творческой деятельности. А там и его личное 70–летие подоспеет. И к 90–летию театра, что грядет в 2010–м, коллектив уже вовсю готовится.


Что же думает в связи с этим мэтр режиссуры? Не чувствует ли, скажем, приближения кризиса возраста в преддверии солидного юбилея?


— Жизнь продолжается, а в ней есть и будни, и праздники. И усталость, естественная для человека. А кризис? Не думаю, чтобы я сдался, — говорит Раевский, — Боже упаси. Три спектакля за год поставить — это неплохо. Потому и до любимой Витебщины все не могу доехать, чтобы отдышаться на озерах. А отдохнуть чуть–чуть нужно. Помните, как Пушкин призывал к Болдинской осени? Вот и я отдохну. И еще поработаю. Хотелось бы лет 10...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter