О тактике борьбы с алкоголизацией

Тут не до пряников

Борьба с пьянством балансирует у нас на зыбкой грани между методами кнута и пряника. И, видимо, пора признать: ставка на закручивание гаек все–таки дает больший эффект, чем призывы всем немедленно оседлать велосипеды. 

Да, сегодня хвост «зеленому змию» отчасти поприжали. Отчеты фиксируют: с 12,2 до 10,5 литра за несколько лет снизилось среднедушевое потребление абсолютного алкоголя, на 20 процентов — число алкогольных психозов, пошла вниз статистика правонарушений, несчастных случаев на производстве и ДТП под градусом... А с другой стороны, вновь открывающиеся ЛТП заполняются моментально, каждый пятый наш соотечественник уходит из жизни от последствий «употребления». Вице–премьер Наталья Кочанова, председатель Межведомственного совета при Совете Министров по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака, говорит, что читала последний отчет Института социологии со смешанными чувствами: среди учащейся молодежи более 70 процентов к спиртному, как выяснилось, так или иначе уже приобщились. То ли правила самосохранения втолковываем плоховато, то ли злу противодействуем вяловато, то ли принятые решения вовсе тихо торпедируются...

Пример — на поверхности. Не далее как в ноябре межведомственный совет постановил изгнать спиртное из магазинчиков при АЗС. А регионы инициативу не поддержали. Потеряем, говорят, отчисления в бюджет. Хотя суммы это абсолютно несоразмерные с прямым ущербом от последствий пития в масштабах страны — 4 процента от ВВП! На все здравоохранение тратится примерно столько же! Или вот уже несколько лет тянется история с засильем алкоголя чуть не прямо у магазинных касс. Минторг разослал методические рекомендации, настоятельно посоветовав торговцам не выставлять спиртное на паллетах там, где есть специализированные для него отделы, но сам же и признает: не все выполняют!

Да, в крупных сетях еще надо поискать точки, где бы голосу министерства вняли: всюду позвякивающие ящики, бренчащие коробки, таблички «хорошая цена!». Для вида, конечно, напоминания о «вреде чрезмерного употребления». Только на фоне таких натюрмортов смотрятся они сущей пародией. Надо сказать, у членов межведомственного совета накопилось немало и других недоуменных вопросов. Скажем, почему комплексные годовые программы по профилактике правонарушений, весомую часть которых составляет именно предупреждение всеобщей алкоголизации, разработали кое–где только к марту? Впрочем, это еще прогресс. По словам Павла Родионова, начальника управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры, было время, такие планы принимались аж в июне–июле! Неужто для пользы дела?

Вы сегодня не найдете эксперта, который, мысля категориями государства, ратовал бы здесь за революционный подход. За вырубание садов, закрытие ликероводочных заводов, задирание цен на спиртное, а то и вовсе за «сухой закон». Проходили уже это не раз. Получали бумерангом. Сейчас все говорят об эволюционном пути, step by step. Тем более, признает первый заместитель министра здравоохранения Дмитрий Пиневич, новых методик лечения нет ни у нас, ни в мире: «И, наверное, мы никогда не сведем проблему к нулю». Алкоголь традиционно воспринимается как естественный антидепрессант. Так что, наступая на него, надо предлагать и нечто взамен. Допустим, реабилитационные центры. Кстати говоря, совсем не обязательно в системе медицины. Но к пресловутому «шаг вперед, два шага назад» наш step by step тоже не должен сводиться. Если уж ограничивать время продажи алкоголя с 9.00 до 22.00, то во всех регионах. Если отстраивать систему противодействия, то четко описывая каждую ее ступеньку, а не на уровне «углубить» да «усилить». И если мы говорим, что у нас, увы, скандинавская модель пития (это когда «крепко и одномоментно»), тогда и к скандинавским методам борьбы надо, видимо, получше присмотреться. А они суровы: продажи сугубо через специализированные магазины и в самые неудобные часы, дикие акцизы, болезненные для кошелька штрафы...

Пока же, увы, не получается даже, как в соседней России, где алкоголь по вечерам перестают продавать, выжили его с автозаправочных станций. Кто–то, впрочем, считает, что там рубанули сплеча и в результате получили массовое неисполнение принятых законов. Надо, дескать, действовать осторожнее, сверяясь с коммерческими интересами других. Внутренний спор с таким вот «крепким хозяйственником» имеет все шансы быстро закончиться если не в больничном приемном покое, где у каждого пятого поступившего «пьяная» травма, то в опорном пункте милиции, куда по вечерам потоком идут звонки с просьбой освободить подъезд от подгулявших гоп–компаний. Кстати, за год пришлось призвать к ответу за появление в общественном месте под алкогольными парами и распитие спиртного 330 тысяч раз. А сколько выпивох еще не попало в поле зрения милиции?

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия № 53 (24683). Пятница, 20 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter