Промышленный туризм набирает популярность в Беларуси

Турист на проходной

Как делают газировку, варят шоколад, собирают телевизоры, тракторы? Об этом можно почитать, узнать из репортажей по ТВ, но лучше — увидеть воочию. Потому и желающих побывать на заводах и фабриках много. Но промышленными экскурсиями по цехам пока могут похвастаться лишь немногие предприятия страны. Так чего же боятся или стесняются остальные?


Этот своеобразный вид туризма давно популярен в ЕС. И работает как дополнительная реклама, способствует экономическому росту предприятий. За рубежом, чтобы попасть на экскурсию на крупные заводы, нужно записываться в очередь чуть ли не за три месяца! Ажиотаж огромный. Некоторые известные предприятия привлекают туристов даже больше, чем музеи. Да и кассовый сбор с таких платных групп — большой плюс компании. А как у нас?

Промышленный туризм в нашей стране начал набирать обороты сравнительно недавно. Сначала была пара-тройка предприятий, готовых распахнуть свои двери для экскурсий. Со временем их количество увеличилось. К примеру, в июле этого года запущен проект «БелАЗ — бренд Беларуси», который уже привлек туристов из одиннадцати стран мира. Меньше чем за полгода возможностью взглянуть на производство «волатаў» воспользовались около двух тысяч туристов: кто-то из них мечтал сделать селфи в производственных цехах, другим хотелось покататься на 130-тонном карьерном самосвале. 

Этот вид туристических услуг вызывает у потребителей неподдельный интерес. Посетили они музеи, увидели многие архитектурные памятники, оздоровились в санатории на живописном берегу озера. А что потом? Захотелось чего-то необычного, например, приготовить своими руками мороженое на палочке. А можно выдуть стеклянную вазу по собственному дизайну или съесть шоколадный батончик прямо с фабричного конвейера. Спрос рождает предложение.

Лично мне довелось побывать и в типографии, и на молочном комбинате, и на стеклозаводе, и на кондитерском производстве, и даже на Минском тракторном заводе. На последнем предприятии бурлит жизнь! Огромная территория с собственными улицами, перекрестками и знаками дорожного движения. Есть своя «скорая помощь», продуктовые магазины, столовые и кафе, газетные киоски. Раньше я, проходя вдоль высоченной стены МТЗ, такого не могла себе и представить.

Сегодня можно приобрести билет на экскурсию по производству Туровского молочного комбината, «Коммунарки», завода пластмассовых игрушек «Полесье», «Криницы», «Оливарии», стеклозавода «Неман», фабрики мороженого и глазированных сырков в Борисове, заводов Coca-Cola, «Белхудожкерамика» и некоторых других. Не так давно к этому списку подключились также «Слодыч» и «Лидское пиво».

Уже сейчас Национальное агентство по туризму разработало долгосрочный проект, с помощью которого удастся возродить к жизни отрасль туризма, некогда так популярную в Советском Союзе. Галина Кобяк, начальник отдела качества и учебно-аналитической работы Национального агентства по туризму, рассказывает подробности: «Первые два этапа проекта — это поездки представителей турфирм и предприятий нашей страны за рубеж: посмотреть, как экскурсии проходят там. Затем мы посетим наши производства, которые уже практикуют туристические экскурсии. После создадим большой онлайн-каталог с фото- и видеопрезентациями предприятий, которые готовы принять туристов. Это позволит выбрать им свой экскурсионный маршрут, даже если они находятся далеко за пределами нашей страны». Современным модернизированным производствам есть что показать посетителям, заинтересовать брендом «Купляйце беларускае». 

Совсем недавно в соседнюю Польшу вместе с Национальным агентством по туризму ездили представители белорусских турфирм и предприятий. В ходе семинара изучался опыт промышленного туризма не только на крупных предприятиях, но и на маленькой фабрике, где вручную создают новогодние елочные игрушки. К слову, в этом небольшом одноэтажном здании за день на экскурсии бывает около 500 (!) человек. Билет стоит 18 злотых. Считаем: в копилку предприятия идет более 2,5 тысячи долларов в день. Хороший приработок для небольшой организации, согласитесь.

В США, стране-первооткрывателе этой туристической отрасли, практически не осталось компаний, которые не принимали бы экскурсии: для них это считается дурным тоном и угрозой для репутации. А что скажем туристам мы?

ypopko@bk.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter