О развитии въездного туризма

Турист любит креатив

Познавательный, агро– и экотуризм, детские, кулинарные, романтические, лечебные туры... Здесь остается открытой дискуссия, как привлечь иностранных туристов к нам в Беларусь. Давно очевидно: доброжелательности и традиционного гостеприимства уже недостаточно. Составляя программы для искушенных путешественников со всего света, пора включать выдумку, создавая нечто свое — уникальное. 



После россиян чаще других нашу страну посещают литовцы, украинцы и поляки. А по количеству потраченных денежных средств на первом месте — приезжие из Германии, Великобритании и Голландии. В десятку также входят Италия, Турция, Польша. Однако по итогам прошлого года план по экспорту туристических услуг не выполнил ни один из регионов. В первом квартале падение продолжалось... И связано это, по мнению руководителя Национального агентства по туризму Григория Померанцева, с замедлением роста темпов мировой экономики, кризисными явлениями на целевых рынках. Прежде всего в России, откуда к нам приезжает до 70% туристов.

Кстати, поток туристов из России в наши санатории снизился почти на треть. Начальник отдела маркетинга и рекламы РУП «Центркурорт» Сергей Верлуп видит выход в изменении маркетинговой политики: всем компаниям туристической отрасли пора сформировать собственные уникальные предложения для их целевой аудитории. И создавшиеся ныне сложности трактовать как возможности. Здесь, кстати, есть примеры для подражания. Как только тот или иной санаторий столкнулся с падением продаж путевок, то подключил гибкую ценовую политику — предоставил скидки на 10% для детей и пенсионеров, снизил цены при раннем бронировании. И гости это оценили — стали куда активнее...

В туристическом сервисе мелочей вообще быть не может. Да, владение английским языком обслуживающего персонала — это приоритет. Но, говорят профессионалы, надо идти еще дальше — изучать психологию, культуру и менталитет наших гостей. Знаете, какие неудобства отмечают для себя путешественники в Беларуси? Отсутствуют указатели и обозначения подъездов к историческим памятникам и агроусадьбам. На интернет–ресурсах нет полного объема необходимой информации. Как проехать к месту назначения? Сколько стоят билеты в музей? Каков режим работы выставок, усадеб и пр.? Расчет при помощи карточки — тоже проблема, драгоценное время тратится на поиски банкомата. Восхищаясь нашей природой, великолепным питанием и квалификацией врачей, российские гости, увы, часто недовольны инфраструктурой. Есть жалобы на отсутствие современных детских площадок, еще чаще — обменных пунктов...

Надо сказать, хозяева агроусадеб также ощутили спад интереса, при этом уверенности в том, что их «дело правое», не теряют. Как, скажем, Анатолий Гонец — хозяин усадьбы «Ганка», который уже не первый год продлевает договор с зарубежной компанией, обеспечивающей ему поток туристов — новозеландцев, австралийцев, филиппинцев и американцев. Приезжают, не поверите, даже из Шри–Ланки. В прошлом году в усадьбе побывали 650 иностранцев! Чем привораживает гостей расторопный хозяин? Не только качеством питания и комфортом, но и оригинальной программой — выступлениями музыкального ретро–коллектива, группы средневековой музыки и танцев. Кто видел, кивает: вот это был праздник, гости в восторге! А еще вместе с другими хозяевами агроусадеб предприниматель недавно посетил российскую туристическую выставку. Переговорил с активными туроператорами и организовал за свой счет 3–дневный пресс–тур для менеджеров 18 компаний. После такой презентации — лучше ведь раз увидеть — будущие предновогодние праздники в усадьбе уже расписаны, свободных мест нет.

«Чем еще можно привлечь иностранных гостей?» — рассуждают хозяева. Предложениями того, что люди не ожидают увидеть. Например, массовыми играми, интеллектуальными поединками и фестивалями, привязанными, допустим, к теме моды или музыки. Многие усадьбы предлагают занятия верховой ездой, соревнования на веревочных растяжках и велотрассах. И потом, раз «снизились обороты» въездного туризма, надо активно развивать внутренний.

В общем, приходится быть хитрым на выдумку и в хорошем смысле болеть гостеприимством. Делать так, чтобы приехавший на один день турист оставался минимум еще на второй. А после рассказывал всем и каждому, как отлично отдохнул в Беларуси. Вот вам и трансляция сарафанного радио, которая в этом деле только приветствуется.

    mart@sb.by

Советская Белоруссия № 141 (24771). Вторник, 28 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter