Корреспонденты "СБ" проехались на велосипедах по местам графа Чапского

Тур де Минск

На улицах Датского королевства праздник: столица страны, Копенгаген, впервые за много лет потеснила голландский Амстердам в рейтинге по числу велосипедистов на метр квадратный. Что примечательно, увеличение числа любителей двухколесного транспорта эксперты не в последнюю очередь связывают с набирающими популярность туристическими велоэкскурсиями. Мол, утомленные пешими прогулками, заграничные гости с удовольствием пересаживаются на велосипеды в надежде не только увидеть город с новой стороны, но и с ветерком прокатиться по вечернему (утреннему, дневному) Копенгагену.

Минск места в двадцатке самых велосипедных городов мира пока еще не получил, но присматриваться к лидерским позициям уже начал. Тем более, что езда на велосипеде полезна для здоровья не только физического, но и духовного. На днях корреспонденты «СБ» присоединились к необычной велопрогулке. Приглашение подоспело аккурат к 155–летию со дня рождения самого известного столичного градоначальника — графа Кароля Яна Александра Гуттен–Чапского. Название маршрута соответствующее: «Минск графа Чапского».



Идея велосипедных экскурсий, позволяющих больше узнать о городе и его культуре, пришла профессиональному экскурсоводу Роману Абрамчуку несколько лет назад во время путешествий по европейским столицам. Оценив, насколько развит и популярен велотуризм за границей, Роман решил перенести идею в Минск. Разработал четыре оригинальных авторских маршрута и в апреле 2014 года по ним проехали первые любители спортивно–просветительского отдыха. Минчане новинку оценили: теперь экскурсии проводятся регулярно по несколько раз в месяц. Роман рассказывает:

— Каждый раз, когда «черчу» очередной маршрут, продумываю не только содержание экскурсии, но и вопросы безопасности. Каждый маршрут проложен так, чтобы объехать побольше интересных мест, и вместе с тем не рисковать.

Единственное ограничение — количество участников: экскурсия рассчитана максимум на 15 человек. В день нашей поездки мы насчитали 8 человек — самое то для безопасного движения по городу.

***

Перед стартом — проверка всех систем велосипедов и обязательный инструктаж. Правила просты и знакомы каждому школьнику: уважать друг друга и пешеходов, держать дистанцию, не переезжать улицу на велосипеде (только пешком, велосипед — рядом), не лезть поперек гида во главу колонны. Кроме того, во время движения в экскурсионном эфире желательно соблюдать тишину, чтобы не отвлекать внимание и не отвлекаться от движения самим.



Заверив Романа, что нарушать технику безопасности никто из нас не собирается, наконец, стартуем.

Точка первая. Минское замчище

Здесь нас ждет краткий экскурс в историю рода Чапских и рассказ о первых годах молодого Кароля Яна Александра на посту минского головы. В общей сложности городскими делами предприимчивый граф занимался 11 лет — с 1890 по 1901 год.

— Как думаете, почему назначение Чапского было по тем временам случаем исключительным и привлекло всеобщее внимание? — первым делом интересуется Роман у экскурсантов.

— Может, это как–то связано с его происхождением?

— Почти. Дело в том, что Чапский был католиком, а в Российской империи на высокие должности назначались только чиновники, крещеные в православной вере. А вот, кстати, и сам граф, — Роман достает из рюкзака портрет Чапского. — Одет, как видите, с иголочки, по последней моде. Кроме того, граф всю жизнь носил усы — сегодня его назвали бы «хипстером».

9-662A5640 500.jpg

Точка вторая. ОАО «Пивзавод Оливария»

От замчища двигаемся в сторону улицы Киселева — там находится пивзавод, к открытию которого в свое время имел отношение Чапский. По пути делаем короткую остановку у Троицкого предместья. Здесь когда–то располагался приют для бездомных — здание, где люди могли не только переночевать в зимний период, но и получить чай, теплую одежду. Инициатором создания перевалочного пункта выступил, естественно, сам Чапский.

У пивзавода «Оливария» остановка подольше. В 1864 году минская мещанка Рохля Фрумкинова открыла деревянную пивоварню на пересечении улиц Александровская и Загородная. На этом месте завод стоит до сих пор и является памятником промышленной архитектуры XIX века. Чапский стал владельцем пивоварни в 1894 году и сразу же модернизовал не только само здание, но и производство — напиток варили по немецким технологиям. Варили достойно — во всяком случае, на Всероссийской выставке в 1896 году в Нижнем Новгороде пиво Чапского было удостоено медали и похвальной грамоты.

КСТАТИ. Памятная доска в честь графа Чапского на фасаде пивзавода «Оливария» появилась в 2014 году.



Точка третья. Площадь Победы

Развитием городской транспортной системы Минск тоже обязан Чапскому. Именно при графе в городе появился трамвай–конка — к работам приступили летом 1888 года, официальное открытие состоялось спустя четыре года. Отсюда, с района нынешней площади Победы, шла одна из линий трамвая–конки — через Нижний рынок к пивзаводу Фрумкиной. Другая линия пролегала по нынешней улице Кирилла и Мефодия и выходила к Золотой Горке (ул. Козлова).

На этом маршруте, к слову, обозначился и первый минус коллективной велоэкскурсии — не все успевали перейти дорогу, пока горел зеленый свет. Поэтому тем, кто оказывался впереди, приходилось ждать как минимум еще один светофорный цикл.

9-662A5599 500.jpg

Точка четвертая. Центральный детский парк им. Горького

Недалеко от парка, ближе к зданию цирка, благодаря графу когда–то заработала первая в городе электростанция. Этот памятник промышленной архитектуры конца XIX века многие минчане еще помнят: электростанцию снесли совсем недавно, в 2011 году.

Потихоньку (приходится быть предельно внимательными, чтобы не наехать на детей и прохожих) двигаемся вглубь парка — к стадиону напротив ледового дворца ХК «Юность». «Самое тусовочное место города по тем временам», — подмигивает нам Роман. Здесь стараниями Чапского появился первый в городе велотрек и велопрокат. Более того, граф лично принимал участие в разработке свода правил поведения велосипедистов.

Точка пятая. Национальный академический театр имени Янки Купалы

В 1890 году был открыт Минский городской театр, который сейчас известен как театр им. Янки Купалы. На открытии присутствовал и сам граф — он же нашел деньги на строительство крупнейшей на сегодня театральной сцены страны.

Объезжаем театр и останавливаемся у одного их главных символов Минска — скульптуры «Мальчик и лебедь». На ней указана дата — 1874 год, начало деятельности городского водопровода. В 1892–м мощность водопровода была увеличена, и к 1898 году им пользовались жители уже 38 центральных улиц. Все это — благодаря энергии и энтузиазму молодого городского головы.

КСТАТИ. В театре со стороны парка располагается австерия (т.е. ресторан) «Уршуля» — ее назвали в честь прапрабабушки графа Чапского, Франтишки Уршули Радзивилл.

9-662A5792 500.jpg

Точка шестая. Бывшее депо Минского вольно–пожарного общества, угол тогдашних Преображенской (ныне — Интернациональной) и Ново–Романовской (ныне — Городского вала) улиц

Благодаря Чапскому пожарное дело из инициативы сугубо добровольной становится профессиональным занятием. Финансирование и дотации шли из городского бюджета, а для семей пожарников выделялись специальные казармы–общежития. Кроме того, по его инициативе банки стали выдавать пожарникам кредиты под низкие проценты для строительства собственного жилья.

Точка седьмая. Минское замчище

Наша прогулка завершается там же, где и началась. Смотрим на часы: оказывается, крутили педали почти три часа.

— Не устали? — интересуемся у сотоварищей.

— Наоборот, — улыбается программист Павел, — извлек тройную пользу: хорошо провел время, подкачал мышцы и больше узнал о Минске и графе Чапском. Понравилось, что в программе не только «классические» городские достопримечательности, но и альтернативные, необычные места, которые помогут узнать город и его историю с незнакомой стороны.

— Мне нравится, что в Минске людей, увлеченных велосипедом, становится все больше, — присоединяется к беседе вторая половинка Павла, аспирантка лингвистического университета Вероника. — А тут еще есть возможность совместить приятное с полезным — лучше узнать любимый город. Жаль только, что пока велотуризм у нас все же больше экзотика, чем обыденность. Надеюсь, со временем ситуация изменится.

Надеемся и мы.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 160 (24790). Суббота, 22 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter