Тупик на колесах

Среди множества проблем белорусской глубинки транспортная занимает особое место.
Среди множества проблем белорусской глубинки транспортная занимает особое место. Сегодня жители отдельных малых городов Беларуси, имея междугородное сообщение не более двух-трех раз в неделю, буквально отрезаны от внешнего мира.

Самый северный райцентр страны - город Верхнедвинск - в этом смысле настоящий "медвежий угол". Из 4 междугородных автобусных маршрутов ежедневных только 2, да и те - в латышские города Даугавпилс и Резекне. Единственный белорусский город, с которым Верхнедвинск связан автобусным сообщением, - Полоцк. Правда, лишь по пятницам, субботам и воскресеньям. Не имея личного автотранспорта, невозможно добраться в соседние Браслав, Миоры, Россоны. Даже в Минск автобусы не ходят уже несколько лет, от чего особенно страдают студенты, обучающиеся в столичных вузах, их родители и командированный люд, вынужденный возвращаться домой в буквальном смысле слова на перекладных. Увы, наличие железной дороги - не панацея. Добраться до Минска можно лишь рижским поездом, стоимость проезда в котором - около 20 тысяч рублей - по карману немногим. Чаще всего пассажиры выбирают вечерний дизель до Полоцка. Доехав туда и просидев эдак часов пять на вокзале, можно сесть на поезд, следующий до столицы.

Транспортная проблема давно набила оскомину не только местным жителям, но и работникам райисполкома, вынужденным постоянно выслушивать жалобы своих земляков. Для минских автопарков Верхнедвинск вряд ли можно назвать перспективным направлением: много ли пассажиров соберется в 10-тысячном городке? Вот и получается, что основная надежда здешнего населения - на решение проблемы на местном уровне. Об этом верхнедвинцы говорили и на встрече с журналистами "СБ", состоявшейся несколько недель назад в райцентре.

Главный экономист автобусного парка N 13 РАТУП "Витебскоблавтотранс" Софья Пирог сетует на дефицит финансов, изношенность парка машин и затратность транспортных услуг. С основной задачей - обеспечением внутрирайонного сообщения - автопарк в общем справляется: жители 252 населенных пунктов из 266 раз в день, по крайней мере, имеют возможность выезжать за пределы своей деревни. Но открытие любого нового маршрута чревато для транспортников новыми убытками. Вот они и не спешат, хотя вопрос об открытии автобусного сообщения со столицей прорабатывается уже не первый год. Основная причина - сдерживание роста тарифов на перевозки. Если цены, к примеру, на пригородных маршрутах за последнее время выросли в 2,5 раза, то электроэнергия подорожала втрое, тепло - вчетверо, втрое увеличились и амортизационные отчисления. В итоге пригородные перевозки окупаются лишь на четверть, городские - на 55 процентов. Убыточен и междугородный маршрут Верхнедвинск -Полоцк. Дотации из местных бюджетов лишь частично снимают проблему. Поправить свое финансовое положение автопарк попытался за счет экспрессных городских рейсов, цена на которые втрое превышала обычную. Но и они принесли более миллиона рублей убытков за 4 месяца. Слишком много льготников среди пассажиров - 25 категорий населения обладают правом частичной оплаты за проезд. Транспортники давно ратуют за адресные дотации для таких пассажиров, что экономически выгоднее и государству. К сожалению, вопрос не решен до сих пор...

Единственные рентабельные маршруты у верхнедвинцев - латвийские, где цена вдвое превышает стоимость проезда на маршрутах внутри страны. На них задействованы 2 мягких автобуса, пригодные для работы на маршрутах дальнего следования. Сложности с обновлением автобусного парка, изношенного более чем на 70 процентов, - еще одна из причин, тормозящих развитие транспортного сообщения. Сегодня в Верхнедвинске нет автобуса, который мог бы обслуживать минский маршрут. Хотя возможность открытия его, по словам Софьи Пирог, активно прорабатывается второй год. Сейчас надежды связаны с автобусом, который автопарк должен получить по линии гуманитарной помощи. После капитального ремонта его собираются отправлять на дальние маршруты. Поэтому, как заверил заместитель председателя Верхнедвинского райисполкома Иван Гречуха, в ближайшее время Верхнедвинск перестанет быть транспортным тупиком. Автобус до столицы начнет ходить хотя бы раз в неделю. Жителям райцентра очень хочется на это надеяться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter