Тугой сноп

Инвесторы присматриваются к нашим льнозаводам

Инвесторы присматриваются к нашим льнозаводам


Прошлый год оказался урожайным для льноводческой отрасли Могилевщины. Получив в среднем около 10 центнеров льноволокна с гектара, предприятия наконец заработали прибыль. Недавно и крестьян, и переработчиков наградили дипломами, почетными грамотами и денежными премиями. Однако в трудовых коллективах льнозаводов вместо радости по поводу успеха царит тревожное ожидание...


Летом прошлого года во время инвестиционного форума в Могилеве известный по своим проектам СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» и ИП «Старая крепость» бизнесмен Сергей Левин, управляющий директор компании Lebortovo Capital Partners, заявил о намерении инвестировать в льнозаводы Могилевщины. Однако к потенциальному притоку капитала на предприятиях, как ни странно, отнеслись настороженно.


— А надо ли нас покупать? — пожимает плечами директор ОАО «Мстиславльлен» Николай Пиванков. — Мы и так неплохо работаем. По итогам прошлого года рентабельность составила 46 процентов. Получили 625 миллионов рублей чистой прибыли. Сырья хватит на полтора года работы. Вкладываем деньги в обустройство предприятия, покупку техники. Зарплату собираемся повышать: за прошлый год средняя по заводу составила около 660 тысяч рублей. Словом, есть все, чтобы развиваться самостоятельно. Конкретных планов инвестора мы не знаем. Поэтому люди и опасаются: а вдруг, к примеру, пойдут увольнения?..


—Почему, когда мы были убыточными, на нас никто не обращал внимания? — поддерживает коллегу заместитель директора ОАО «Горкилен» Ядвига Башченко. — Но стоило лишь выйти на прибыль, тут же появились желающие нас купить. В прошлом году благодаря хорошему урожаю льна мы забили сырьем все склады. Рентабельность — 30 процентов. В этом году увеличиваем зарплату... Чего еще хотеть?


Действительно, на мстиславский и горецкий льнозаводы сегодня приятно посмотреть. Здесь не только чистота и порядок в цехах. Еще и много новых тракторов, комбайнов, сеялок. Неделя–другая — и часть машин выйдет в поле.


— И в этом году обязательно вырастим хороший лен, — уверен председатель Горецкого райисполкома Михаил Аникеев. — Раньше в хозяйствах им не занимались, потому что было невыгодно. Сейчас же закупочные цены позволяют увеличить рентабельность этой культуры до 30 процентов. Поэтому я против продажи нашего завода: мы сами в силах развивать льноводство. К тому же перед глазами живой пример, отбивающий охоту рассчитывать на то, что кто–то сделает все вместо тебя. Инвесторы, пришедшие на наш молочный комбинат, обязывались вложить в развитие производства 20 миллиардов рублей. Пока же вложено лишь 1,5 миллиарда. По итогам прошлого года предприятие сработало с убытками 6 миллиардов рублей...


И все же никто не будет спорить, что дополнительные финансовые вливания — благо для любого предприятия. Другое дело — цена вопроса...


— Сегодня стоимость активов предприятий составляет 56 миллиардов рублей, — вводит в курс дела генеральный директор холдинга «Обллён» Виктор Гейдель. — Вместе с тем акции, которые не переоценивались с 1996 года, стоят всего лишь 7,4 миллиарда. Именно по номиналу инвестор и намерен приобрести предприятия. На мой взгляд, это не совсем для нас выгодно... Да и вообще, решая вопрос с приходом инвесторов на предприятия, стоит учитывать и другие варианты. Сейчас, к примеру, мы плотно работаем с голландской фирмой, входящей в семерку ведущих производителей льна Европы. Ищем направления сотрудничества.


В холдинге понимают: несмотря на положительные экономические тенденции, говорить об устойчивой работе льнозаводов преждевременно. Сегодня важно не произвести продукцию, а выгодно продать ее, в том числе на внешнем рынке. В прошлом году предприятия Могилевщины реализовали на экспорт всего 425 тонн волокна — на 600 миллионов рублей. Негусто, учитывая тот факт, что лен для Беларуси — совсем не заурядная культура. И климатические условия, и многолетний опыт ее выращивания вполне позволяют рассчитывать на более заметное присутствие на мировом рынке льнопродукции. Есть одно условие: соотношение цена — качество должно соответствовать его конъюнктуре. Тут без солидных капитальных вложений вряд ли обойдемся. Модернизация и техническое перевооружение предприятий — дело недешевое. И инвестиции со стороны тут были бы весьма кстати. Другой вопрос, какие планы у желающих вложить деньги в наши предприятия? Я позвонил Сергею Левину и задал ему несколько «неудобных» вопросов.


— Не скрывается ли за вашим намерением приобрести предприятия по номинальной стоимости акций обычное желание заработать: сначала купить дешево, а потом продать подороже?


— Цена для нас — вопрос чисто технический. Когда проект около года назад предварительно рассматривался в Могилевском облисполкоме, мы обсудили принципиальный подход к стоимости предприятий. Учитывая, что тогда речь шла о стабильно убыточных заводах (в 2008–м они впервые за многие годы получили прибыль), пришли к выводу, что логично было бы использовать опыт передачи неэффективных колхозов новым собственникам. Так впервые и зашла речь о продаже льнозаводов по номинальной стоимости. Если мы приобретем их по этой цене, то окупить вложенные средства удастся лишь через 8 лет. Бизнес–план с учетом стоимости активов даже не рассматривался: в этом случае окупаемость проекта растягивается на неприемлемые для любого инвестора сроки. Чтобы расставить точки над «i», мы по просьбе облисполкома нанимаем международного оценщика, который в ближайшие месяцы представит результаты.


— Вы собираетесь приобрести предприятия, которые работают с прибылью. А почему не обращаете внимания на убыточные заводы? Их бы, уверен, продали вам быстрее.


— Если внимательно проанализировать финансовую документацию, то мы увидим: государственная помощь предприятиям составляет почти 100 процентов от выручки. В прошлом году заводы получили почти 15 миллиардов рублей дотаций и 16 миллиардов рублей безвозмездной помощи. Почему в таких условиях им не быть прибыльными? Цель же нашего проекта — отказаться от безвозмездной помощи, увеличить выручку, инвестировать солидные средства в современные технологии селекции, приобретение уборочной техники и линий переработки.


— Руководителей предприятий, с которыми я беседовал, больше всего смущает то, что, кроме обещаний финансовых вливаний, нет конкретных предложений...


— Тот объем инвестиций, которые я привлек в Могилевскую область, позволяет мне эти опасения не комментировать.


— Что принципиально нового вы можете предложить льноводческой отрасли?


— Мы хотим привнести в проект две составляющие, которых сегодня нет в льняной промышленности страны: инвестиции и творческое предпринимательство. Могилевский лен должен занять место на мировом рынке. Хочу сказать еще вот что: в нашей стране много потенциальных проектов. Давайте не будем бороться за активы, а лучше сделаем их прибыльными и по–настоящему эффективными.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter