Цыбин и его корона

Юрий ЦЫБИН - один из организаторов фестиваля "Рок-коронация".
Юрий ЦЫБИН - один из организаторов фестиваля "Рок-коронация". Еще он пишет яркие стихи о любви и не только о ней, беспощадной. Цыбин - добрый человек: без разбору помогает талантливым людям или даже тем, кто себя к гениям причисляет. Юрий давно и всерьез занимается белорусской культурой, наверняка за все эти годы накопил десяток жемчужин мысли об отечественном рок-н-ролле, его фаворитах и будущности. Почти без повода иду к Цыбину - выводить новую формулу белорусской музыкальной культуры. - Вспоминаю "Рок-коронацию" пятилетней давности. Тогда казалось, вот-вот, именно сейчас, все и произойдет: "шча" как выплеснется белорусская рок-музыка из своих полуподвальных берегов, как затопит все постсоветское пространство... Увы, так и не сложилось: набранные в те годы обороты сегодня только падают. Из года в год "Коронация" становится в музыкальном отношении все более слабым фестивалем. - 1994 - 1995 годы - это время эйфории белорусского рока. Хотя воротилы шоу-бизнеса тогда на дух не переносили отечественную музыку. Когда мы выпустили первые пять кассет с нашим роком, многие мои коллеги по бизнесу смеялись: "Что вы делаете? Кому это надо?" А сегодня посмотрите: прошло каких-то семь лет - и на рынке появилось множество звукозаписывающих фирм, которые стали профессионально тиражировать исключительно белорусскую музыку. Из непонятной малоизвестной тусовки "Рок-коронация" выросла до больших залов, мы стали проводить ее официально в киноконцертном зале "Минск" и за последние два года приобщили к фестивалю огромное количество публики. Но сегодня "Рок-коронация", на мой взгляд, как форма в какой-то степени себя изжила, поэтому я озадачен поиском новых идей. - То есть "Рок-коронации" в привычном для всех понимании больше не будет? - Да. Я не хочу больше, чтобы это был узкоспециализированный фестиваль. Возможно, следующим летом нам удастся организовать фестиваль наподобие московского "Нашествия". - Дело ведь не только в форме, важны еще и личности в музыке. У вас есть с кем работать? - На данный момент у нас лежит около 50 музыкальных проектов: от академической музыки до рок-н-ролла, и за каждым из них стоит талантливый исполнитель или музыкант. - Ого... А где ажиотаж вокруг этих талантов? - Почему мы не можем себя показать, я не знаю. Один из вариантов ответа: у нас нет продуманной, целенаправленной политики пропаганды музыкальной белорусской культуры. Все попытки - разовые, все проекты - единичные. В основном из-за хронической нехватки денег. - Но вы в успех всех этих музыкантов верите, коль занимаетесь ими? - В нашей культуре заложен огромной силы энергетический запас, совершенно уникальный - им я и живу. Кругом таланты, таланты и таланты. Они подпитывают меня ежедневно. "Рок-коронация" выплеснула наверх такие коллективы, как "Ляпис Трубецкой". Мы же просто подарили эту группу России. Феноменальным считаю коллектив "NRM". Они работают в несколько ином направлении и - на Запад. Знаете, в Польше сегодня им посвящают целые полосы в газетах. - Материальные стимулы должны иметь для музыкантов значение? - Хотелось бы. Сложно зарабатывать на культуре. Как всегда, планы у всех грандиозные, а денег нет. - Вот. А вы говорите: "Поговорим о шоу-бизнесе". В России - другое дело. - Да. Но бешеные доходы с таких попсовых проектов, как "Белки", "Стрелки" и прочее, позволяют россиянам содержать такой канал, как "Культура". Наверняка деньги поп-культуры позволяют им поддерживать коллективы академические и фольклорные. В культуре всех стран есть такие явления, которые необходимо содержать только из нравственных соображений. - Так где же эти наши "Белки"-"Стрелки", которые гребут деньги мешками и на добровольных началах финансируют, так сказать, культуру высокую? - Знаете, украинские группы "Вопли Видоплясова" и "Океан Эльзы" проскочили вперед и заняли в России ту нишу, которую должны были занять наши рок-н-ролльщики: "Крама", "NRM", "Палац", Крывi". Вот в России рок-н-ролл умер, а в Беларуси жив. Наверное, белорусским командам тогда не хватило денег, а может быть, нахальства, я не знаю. Но ниша упущена, поскольку для россиян все равно, какая экзотика - белорусская или украинская. Пришли первыми украинцы - все, белорусов не надо. - А вы убеждены в том, что в музыкальном отношении белорусские группы достойнее? - Конечно. - Так я и думала. Очень хорошо. А что такое белорусская музыкальная культура? - Трудный вопрос. На мой взгляд, этим всерьез и глубоко проникся Юра Выдронок из группы "Палац", он сумел извлечь из белорусской музыки все, что было возможно. Для меня самым главным проектом остается "Рок-коронация", и я думаю, что роковые проекты сегодня интереснее в России, чем у нас. Поэтому "Рок-коронацию" нужно расширять по примеру того, что сделал Паулс в Юрмале, я имею в виду фестиваль "Новая волна", где было представлено национальное творчество самых разных направлений. Если мне удастся провести такой музыкальный фестиваль, я буду счастлив. - Каким должен быть рок-н-ролл? - Он должен быть естественным. Мне белорусский рок всегда нравился тем, что развивался он в естественных условиях. В России вокруг рока сложилась коммерческая ситуация, а у нас рок как был андеграундом - так им и остался, как не зарабатывали музыканты денег - так и по сей день не зарабатывают. Но в этом году я не вижу в белорусском рок-н-ролле интересного проекта. - Так "Крамбамбуля" же... - Лявон Вольский - уникальный человек. Если в Англии были "Битлз" и Пол Маккартни, в России - "Машина времени" и Андрей Макаревич, то в Беларуси - Лявон Вольский, не в обиду всем другим музыкантам будет сказано. Он непредсказуемый, неуправляемый, но талантливейший человек и музыкант. И группу "Мроя" создал, и "NRM", и в проекте "Крамбамбуля" выступил. Плюс ко всему он еще и художник. Во Франции ему давно бы уже дали звание - ну не знаю, "Народное достояние", допустим. - Интересно о новых проектах услышать, Юрий? - Совместно с Институтом проблем культуры мы готовим к выпуску второй альбом "Молодые таланты Беларуси". При поддержке ОАО "Пивзавод Оливария" до конца года выпустим в серии "Легенды белорусского рок-н-ролла" альбомы таких групп, как "Сузор`е", "Крама" и другие, также готовим к изданию два сборника лучших фольклорных песен. Если вода камень точит, то Цыбин - это вода: его любовь к белорусской музыке ничем не преградить. Так мне показалось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter