Цветочки и ягодки по осени считают

В ближайшие 10 лет в Беларуси не ожидается резких климатических изменений

Разумное использование прогнозов погоды может иметь ощутимый экономический эффект

Уходящий год преподнес человечеству целую серию катастроф, которые продемонстрировали, насколько человек уязвим перед размахом стихии. Аномальная жара, наводнения… Впрочем, земной шар «трясет» не первый год. Тем не менее именно в этом году климатологи особенно далеки от оптимизма. Так, глава секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата Кристиана Фигейрес в видеообращении, обнародованном в преддверии очередной сессии переговоров сторон, отметила: климатические аномалии 2010 года могут оказаться цветочками по сравнению с будущими последствиями изменения климата. Что может ожидать в этой связи Беларусь? Об этом и многом другом журналист «Р» беседует с директором Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Марией ГЕРМЕНЧУК (на снимке).

— Минувшее лето действительно показало, насколько зависимы общество, экономика, каждый человек от погоды. В этом году в Беларуси температура достигала 39,2 градуса по Цельсию – самый высокий показатель за время проведения наблюдений, а это около 150 лет. Возможно, конечно, что в Беларуси столь высокие температуры фиксировались и раньше, но нам об этом неизвестно. Аномально жаркое лето было обусловлено циклоном, который 52 дня стоял на территории европейской России и затрагивал южные и восточные регионы нашей страны. Можно сказать, что столь продолжительная жара для Беларуси – явление необычное и исключительное, поскольку за время проведения наблюдений отмечена впервые.

Впрочем, циклон принес всем разные «сюрпризы». Если Россия и восточные территории Беларуси страдали от высоких температур, то Центральная Европа, Польша, Венгрия и Чехия – от обильных осадков. При этом в западной части Беларуси условия для ведения, в частности, сельского хозяйства были вполне комфортными.

— Выходит, что Беларусь в этом году оказалась в самой благоприятной ситуации?

— Бесспорно. Конечно, находясь в географическом центре Европы, Беларусь не может оставаться в стороне от аномальных природных явлений. Но наша удача, в частности в этом году, в том, что они для страны были непродолжительными: мы пережили и холод, и жару, и осадки. В результате, когда будем подводить итоги этого года, мы посмотрим, насколько он в среднестатистическом плане отличался от других. Будет ли он самым жарким? Не уверена, поскольку зимние температуры дадут свои коррективы. С осадками, думаю, будет аналогичная ситуация.

Что нас ждет дальше? Говорить о перспективах на 5—10 лет достаточно сложно, несмотря на то что мы с «Росгидрометом» подготовили доклад о стратегических оценках изменения климата на территории Союзного государства, то есть для Беларуси и России, на период до 2020 года, где описали основные направления изменений климата и тенденции, которых следует ожидать в этой ситуации.

— Можем ли мы, основываясь на данных доклада, уже сейчас принять меры, которые стали бы для нас впоследствии своеобразной подушкой безопасности, смягчили бы последствия климатических изменений?

— Нет смысла готовить такие прогнозы, если министерства и ведомства не будут учитывать их в своих стратегических планах развития. Мы направили документ всем заинтересованным. А у нас, как известно, 40 процентов внутреннего валового продукта сформировано за счет погодозависимых отраслей. Это сельское, лесное, жилищно-коммунальное хозяйство, авиация, транспорт и т.д. Кстати, сюда относится и медицинская отрасль, поскольку здоровье людей тоже зависит от погодных явлений.

В ближайшие 10 лет в Беларуси мы не ожидаем резких климатических изменений. Ретроспектива показывает, что за последние 30 лет температура выросла на 1 градус (в мире на 0,7—0,8). Наша ситуация – это особенность стран, которые находятся в средних и умеренных широтах. Что же касается количества осадков, оно в нашей стране на перспективу практически не меняется. Единственное, мы ожидаем их перераспределения: более увлажненными будут северная и северо-западная части, менее — южные территории. У нас появляется новая агроклиматическая зона, которая сейчас типична для севера Украины. Более теплообеспеченными будут Гомельская и Брестская области.

Несколько изменится гидрологический режим рек. Эту тему мы рассматривали на научно-техническом совете в Минприроды и рекомендовали ее для изучения. Нам это важно для оценки ситуации в период паводка и чтобы готовить гидрологическое сопровождение для судоходства. Кстати, в этом году водность рек, несмотря на аномальную жару, была достаточно высокой.

Важны в этом прогнозе такие аспекты, как длительность отопительного периода, пересмотр строительных норм и правил в условиях изменяющегося климата. Что касается последнего аспекта, долгое время мы пользовались данными, полученными еще в Советском Союзе и которые детализацию для Беларуси не предусматривали. Теперь строительство ведется по новым правилам.

— Все это, полагаю, позволяет получить и зримый экономический эффект?

— Не так давно мы выполнили работы, которые позволили оценить экономическую эффективность использования прогнозов погоды для МКАД в зимний период. Оказалось, что благодаря этому можно экономить до 3 миллиардов рублей. Вот вам и взаимосвязь прогнозов и экономики.

Есть такое важное понятие, которое было озвучено на 3-й климатической конференции в Женеве, — «глобальная система климатического обслуживания». Здесь понятие «климат» употребляется с точки зрения предотвращения и минимизации затрат, связанных с теми или иными погодными явлениями, для отраслей экономики сегодня и сейчас. Речь идет о предоставлении индивидуальной, интересной именно им климатической информации, на основе которой можно вовремя принять необходимые решения и получить хороший экономический эффект.

Но есть и обратная сторона этого явления. Связана она с аномальными погодными явлениями, которые сложно спрогнозировать. Можно только развивать технические возможности для их предупреждения, а также страховой бизнес климатических рисков. К сожалению, что касается этой области страхования, оно в Беларуси находится еще в начальной стадии. Но на перспективу это достаточно серьезный сегмент страхового дела. Кстати, данный вопрос рассматривался и на 22-й сессии Межгосударственного совета по гидрометеорологии СНГ, которая недавно прошла в Баку.

— В ноябре в Мексике пройдет очередной климатический саммит, который должен определить, по какому пути в части сокращения выбросов парниковых газов пойдет мир. Предыдущую встречу в Дании многие считают провальной. На ваш взгляд, как будут развиваться события?

— Думаю, об этом говорить еще очень рано. На данном этапе страны вырабатывают свои позиции. Но все решения, без сомнения, будут зависеть от того, как будут себя вести главные игроки на климатическом поле – США, Евросоюз, Китай, Индия. Впрочем, появилась еще одна сила, которая дестабилизирует ситуацию. Маленькие островные государства, не оказывая значительного воздействия на климат и не обладая значительным политическим весом, тем не менее превратились в большую политическую силу, поскольку утверждают, что решения развитых стран могут негативно отразиться на их развитии в перспективе. Поэтому крупные государства сейчас озадачены тем, чтобы соблюсти баланс между собственными и региональными интересами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter