ЦРУ наблюдало за Кремлем из стратосферы

Летом 1956-го "холодная война" сделала крутой драматический виток: 4 июля новейший стратегический разведчик "Локхид" У-2, стартовав с американской военно-воздушной базы в Висбадене (ФРГ), вторгся в воздушное пространство Советского Союза.

Летом 1956-го "холодная война" сделала крутой драматический виток: 4 июля новейший стратегический разведчик "Локхид" У-2, стартовав с американской военно-воздушной базы в Висбадене (ФРГ), вторгся в воздушное пространство Советского Союза. "Советская система ПВО не открыла огня", - говорилось в отчете. Фотографии, сделанные с огромной высоты, поражали качеством. "Детали были видны настолько четко, - вспоминал бывший заместитель директора ЦРУ Ричард Биссел, - что можно было прочесть хвостовые номера на русских бомбардировщиках".

За четыре месяца до полета перед директором Центрального разведывательного управления США Алленом Даллесом была поставлена задача: усилить и сделать непрерывной американскую воздушную разведку. Дело в том, что высотные шары русские сбивали. К этому времени как раз и был практически готов необычный "черный самолет" фирмы "Локхид" У-2.

Для начала ЦРУ заказало 20 таких стратосферных разведчиков и создало специальную службу "10-10". На все это президент Дуайт Эйзенхауэр выделил 36 миллионов долларов.

Цель задуманного тогда же публично сформулировал командующий военно-воздушными силами НАТО в Центральной Европе Бэзил Эмбри: "Атомная война требует точных и новых разведывательных данных о тех местах, куда может быть послано это оружие колоссальной силы для возможно большего ущерба противнику".

Вспоминает бывший военный летчик Василий ПИКАЛИН

: "Утром 5 июля 1956-го мы готовились к плановым учебным полетам. Самолеты находились на постоянных стоянках - без подвесных баков. Когда я завтракал в полковой столовой, меня вызвали в штаб и приказали взлететь на перехват самолета - нарушителя Государственной границы СССР, который, выполнив задание, возвращался из-под Москвы (ранее был поднят летчик Александр Однолюбов). После взлета по команде КП "Пахта" (30-я воздушная армия) я лег на курс 180 градусов. При приближении к Шяуляю на той же частоте слышал радиообмен между КП дивизии и тремя самолетами: двумя МиГ-17 и одним Як-25. Как потом узнал, они также наводились на обнаруженную в воздухе цель... И тоже безрезультатно.

Возвратившись на "свой" аэродром Румбула, я узнал, что решением командующего армией создана специальная группа летчиков-истребителей для перехвата самолетов-нарушителей. Еще один самолет на перехват должны были направить ВВС Прикарпатского округа: самолет-нарушитель 5 июля прорвался в воздушное пространство СССР на границе раздела ответственности между Прибалтийским и Прикарпатским военными округами. 5-го было установлено, что нарушитель шел на высоте 20.000 метров, а практический потолок МиГ-19 - 17.800 метров. Мне ставилась задача выйти на высоту 20.000 метров за счет так называемой динамической горки, т. е. самолет после разгона должен был совершить как бы прыжок в полторы-две тысячи метров.

Уже на следующий день нам сообщили, что над ФРГ совершает полет высотный самолет. Вполне возможно, он пойдет в нашу сторону. Так оно и оказалось. При подлете У-2 к Бресту я был поднят на его перехват. Погода, как хорошо помню, - безоблачная, видимость - отличная. После набора высоты 12.500 метров (высота включения форсажа) меня стали наводить на "нарушителя", следующего на такой же высоте и противоположным курсом. Вскоре я увидел нарушителя с выкрашенным в красный цвет носом. Оказалось, что в Прикарпатский военный округ с Кубани пришли МиГ-19, и один из них послали на перехват. Вот нас и навели друг на друга. А настоящий нарушитель спокойно прошел высоко над нами в сторону Москвы. Затем - на Ленинград, далее - в какую-то скандинавскую страну.

9 июля повторилось многое из того, что произошло тремя днями раньше. Из группы советских войск в Германии поступила информация: высотный самолет (тогда точно не знали, У-2 это или "Канберра") движется в направлении СССР. По команде с КП "Дуб" я взлетел курсом 180 градусов и набрал высоту 12.500 метров, после чего меня развернули на курс 270 градусов. Самолет-нарушитель в это время пролетал Брест. Мне передали информацию: "Нарушитель находится на удалении 6 километров, высота 16.000 - 16.500 метров". Можно было уверенно провести перехват. Меня развернули на 60 - 70 градусов и передали команду: "Включить форсаж". Я приготовился к атаке.

Но... После включения форсажа, примерно секунд через 15 - 20, произошел взрыв. Красного цвета лампочка на табло известила: "Пожар левого двигателя", он стал как раз резко уменьшать обороты...

Самолет-нарушитель опять безнаказанно пролетел в сторону Москвы, ведь в воздухе, кроме моего, истребителей больше не было. Погода в тот день была отличная, ни облачка, и, видимо, летчик У-2 сфотографировал все, что ему поручили..."

Когда У-2 возвращался назад, на его перехват с аэродрома Румбула были подняты наиболее подготовленные летчики нашего полка: командир эскадрильи майор Соколов, командиры звеньев капитаны Коренев и Капустин. Безрезультатно: первый произвел посадку на аэродроме Шяуляя, второй - в Польше. Капитан Капустин не дотянул до взлетно-посадочной полосы аэродрома Кеденяй метров 500. Отвернул влево на луг, при посадке протаранил стадо овец и врезался в разрушенную домовую постройку. Сломал самолет. Сам Капустин остался жив, но стал инвалидом.

Позже командующий армией передал, что Никита Сергеевич Хрущев сказал: "Летчик, который собьет высотный самолет-нарушитель, тут же будет представлен к званию Героя Советского Союза, а в материальном плане получит все, что захочет".

Первые попытки пресечь полет высотного самолета положительного результата не принесли. Кстати, сегодня известно: летчики У-2 знали, что их неоднократно пытались перехватить советские летчики на самолетах МиГ-17 и МиГ-19. Знали и то, что за счет динамической горки их могли достать. Но пилоты У-2, замечая атаку, обыкновенным разворотом уводили моноплан из зоны перехвата МиГов. В июле 1956-го подразделение американцев "10-10", что дислоцировалось в Висбадене, провело 5 разведывательных полетов над СССР на высоте свыше 20 тыс. метров. Они вскрыли многие элементы системы советской ПВО, установили аэродромы истребителей-перехватчиков, позиции зенитной артиллерии, радиолокационных станций...

В ноте от 10 июля 1956 года правительство СССР охарактеризовало нарушения воздушных границ как "преднамеренное действие определенных кругов США, рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и США" и потребовало прекратить провокационные полеты.

На какое-то время они прекратились, но ненадолго. В 1957-1959 годах над СССР прошло около 30 таких полетов. Причем стартовали не только с Висбадена, но и c авиабаз Инджирлик (Турция), Атсу (Япония), Пешавара (Пакистан). Сферой интересов американских спецслужб были глубинные районы СССР - Сибирь, Казахстан, Новая Земля, где создавались и испытывались новые виды стратегических вооружений.

Американцы считали, что в мире нет оружия, способного достать моноплан, летящий на высоте 20 тысяч метров. Но оно уже создавалось, готовилось сказать свое веское слово. 1 мая 1960-го разведчик "Локхид" У-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом, на высоте 21.000 метров был на куски разнесен советской зенитной ракетой С-75. Больше о "черных самолетах" мы ничего не слышали...

 

ДОКУЧАЕВ Анатолий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter