Пожалуй, в Беларуси братья Запашные гастролируют чаще, чем в других странах

Цирк и деньги

Пожалуй, в Беларуси знаменитые братья Запашные гастролируют чаще, чем в других странах. За последние год–два мы видели их самые громкие шоу — от «Эмоции и...» до «UFO. Цирк с другой планеты». Гастроли новой мощной, судя по отзывам россиян, цирковой программы «Кукла» пройдут 16 — 20 сентября в СКК «Минск–Арена». Если наша публика примет этот эксперимент в многотысячной арене благосклонно, в январе белорусы увидят еще один уникальный проект цирковых братьев. Как нам рассказал Эдгард Запашный, на пару с Аскольдом они лелеют давнюю мечту — завоевать любовь и уважение белорусской публики:



— Мы у вас так часто бываем, что у кого–то может сложиться впечатление — все это неспроста, Запашные на что–то претендуют в белорусском цирке. Все совсем не так. В Минске цирк великолепный, артисты в нем работают высочайшего класса, он так и должен оставаться под громким именем «дзяржаўны». Приятно отметить, что в ваш цирк не на любую программу можно достать билеты, мы с братом несколько раз имели честь выступать на его знаменитой арене в центре города. Но сейчас у нас другая задача — собрать многотысячный зал спортивного комплекса, почувствовать дыхание и восторг зрителей «Минск–Арены». Мы вложили в шоу «Кукла» 10 миллионов долларов. Заметьте, могли бы потратить эти деньги на крутой отдых и яхты, но нет, нам хочется делать шоу, программы мирового уровня, удивлять и радовать наших поклонников, двигаться только вперед. Убежден, что сегодня и в Москве, и в Минске дорогое качественное цирковое представление пользуется гораздо большим спросом, чем концерты зарубежных звезд.

Два с половиной года назад артист и дрессировщик Эдгард Запашный возглавил Большой московский цирк. И пытается превратить его в прибыльное и успешное предприятие. Но проблем чересчур много. Эдгард Вальтерович показал  дыру в потолке своего рабочего кабинета, заметив, что тут ремонт если и будет, то в самую последнюю очередь: потому что есть более серьезные финансовые бреши. 

– В вас что-то изменилось. Взгляд, что ли, теперь другой, ушли легкость и беззаботность. Сами чувствуете, что изменились?

– Окончательно понял, как работает машина под названием «государство», какое количество инстанций надо пройти, чтобы попытаться решить хотя бы один вопрос, или прежде чем поймешь, что невозможно дело сдвинуть. 

– Не удается выстроить диалог с высокими чиновниками? 

– Диалог-то выстроить удается. Но очень часто дальше разговоров дело не идет. Я бы хотел, чтобы моя критика в их адрес была правильно воспринята, не в обиду, чтобы чиновники просто задумались. Только что мне принесли документ с официальными цифрами – за последний год посещаемость Большого московского цирка повысилась на 12–13 процентов. К сожалению, много денег уходит на рекламу. Вот если бы столичные власти помогли… 

Смотрите: когда мы едем в Париж, обязательно посещаем самое знаменитое в мире кабаре «Мулен Руж». Потому что в течение всего года на телевизионных каналах по всему миру, на сувенирной продукции и эмблемах Парижа – повсюду присутствует символика «Мулен Руж». Это бренд. Или, например, туристы всего мира ездят специально в Лас-Вегас в Цирк дю Солей. Потому что знают от мала до велика все: там семь суперкрутых шоу. Мы настолько разрекламировать себя не можем, денег не хватит. А ведь у нас представления не хуже. Почему бы московским властям не выделять бесплатно площадки для рекламы? Не только Большому московскому цирку, но и Цирку Никулина. 

Определить, скажем, 10 самых знаковых мест в Москве как бренды. Но нет, не хотят бесплатно рекламировать. А жаль. Ведь сегодня мы, например, делаем представления с бюджетом в 5 миллионов долларов для повышения конкурентоспособности на мировом уровне. И на мировой арене выглядим достойно.


Сегодня в Белорусском государственном цирке идет программа
«Экстрим-рекорды Гиннесса». Фото Александра РУЖЕЧКА

– Вы обращались с предложением к мэрии насчет бесплатной рекламы? 

– Да, и не раз. Предлагал для начала хотя бы прийти в наш цирк посмотреть. Но не приходят. Даже мэр Сергей Собянин ни разу не был. Но он не так давно здорово помог, выделил серьезную сумму для наших внутренних нужд, на ремонт той же противопожарной системы.

– Этого достаточно? Чтобы ту же крышу подлатать? 

– Нет, конечно. Цирку более 40 лет, за это время ни разу не было капитального ремонта. Чтобы его провести, нужно порядка 4 миллиардов рублей. Цирк в год зарабатывает около 100 миллионов рублей. Надо 12 лет копить, ни на что не тратить, чтобы только восстановить систему манежей.

– А как же спонсоры, частные инвесторы? Может быть, под ваше имя дали бы деньги? 

– К нам с предложением выступить спонсором никто ни разу не приходил. И это, кстати, странно. Не так давно все тот же дю Солей в Москве давал представление. Я пошел посмотреть и на афише с удивлением прочитал названия крупных российских компаний: «Роснефть» и другие. Зачем им понадобилось помогать дю Солей, который и без того цирк-миллиардер? 

– Пафос и амбиции, заявить о себе на весь мир? 

– Не думаю. Концерты проходили на территории России. Через неделю шоу состоялось в Париже, там наших спонсоров уже не было. Не исключено, что это просто хитрая схема. Когда спонсируешь компанию, счета которой находятся за границей, никто тебя не проверит, на что и сколько ты израсходовал. Я не хотел бы никого обвинять. Но подозрения есть. Вот Владимир Мединский, кстати, сделал для российского цирка больше, чем все три министра культуры, вместе взятые, до него. Определение хотя бы появилось в документах. Раньше писали в официальных бумагах: «театры, выставки, библиотеки и т.д. и т.п.», цирк был среди «и т.д. и т.п.». Мединский остановил работу Санкт-Петербургского цирка, там сейчас купол перестраивают. Выделил деньги на капремонт, например, в Пензе. Он ездил со мной на цирковой фестиваль в Монте-Карло, я уговорил – познакомиться с самым престижным цирковым фестивалем в мире, сердцем цирка. Причем поехал министр в свой законный отпуск. 

– Так вы бы про ремонт, так необходимый в театре, намекнули ему по пути.

– К сожалению, сумма, которую я вам озвучил – 4 с лишним миллиарда, – слишком велика. Без федеральной целевой программы нам не обойтись. Этот вопрос уже в ведении г-жи Голодец. 

– Она-то была у вас на представлениях? 

– Нет. Надеюсь, когда-нибудь придет. 

– Что еще нового для себя открыли, став чиновником? Откаты, например? 

– Были люди из разных компаний, которые приходили ко мне с бумажкой. На переговоры. На бумажке писали цифру и рисовали стрелочку в мою сторону. Намекали, мол, столько я буду иметь, если их компания выиграет тендер, скажем, на поставку оборудования в наш цирк. Такое было несколько раз. Но я же понимаю: если 15 процентов от общей суммы, к примеру, визитер дает мне, 50 процентов наверняка себе возьмет – что же останется цирку? Я указывал таким людям сразу на дверь. Понятно же, он пришел сюда не строить, а зарабатывать и обогащаться. Нет, я совсем не против, чтобы люди хорошо жили и ездили на дорогих машинах. Но чтобы хорошо жить, надо много работать. А не стрелочки рисовать. 

Виктория Катаева.

Советская Белоруссия № 121 (24751). Суббота, 27 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter