Двести лет балетный зритель потешается историйкой, которую сочинил хореограф Жан Доберваль незадолго до взятия Бастилии. В 1789 году он поставил "Балет о соломе", в коем запечатлел последние мгновения веселящейся эпохи. Спустя много лет о ней скажут: "Кто не жил до Французской революции, тот не знает, что такое настоящая жизнь".
Так и нам не суждено узнать, что же это такое - жить во Франции XVIII века, а вот сюжет "Балета о соломе" - пожалуйте, расскажет об этом. Его название за двести с лишним лет менялось несколько раз. Спектакль был и "Худо сбереженной дочерью", и "Обманутой старухой"... Пока не стал "Тщетной предосторожностью". Но не в этом суть. Главное - 28 февраля в Национальном театре балета состоится премьера этого знаменитого во всем мире балета.
Маменька хочет выдать дочь за богатого, но придурковатого, как водится, жениха. Дочка сопротивляется, ибо любит совсем другого юношу - прекрасного, но бедного. Излишняя бдительность подводит-таки мамашу: она запирает дочку на замок в сарайчике, куда заранее проник нищий ухажер. Ни сном ни духом не виноватая, маменька, хлопотунья такая, подводит богача к сарайчику и с пафосом, при стечении праздных крестьян, вручает солидному мэну ключи от девичьей темницы. Тот отворяет дверь, и - какой конфуз. Застигает влюбленных, можно сказать, в неглиже. И все-хеппи-энд: огорошенная старуха дает свое согласие на брак дочки с тем, кто ее скомпрометировал, богатый парень уходит ни с чем, а крестьяне торжествуют.
Для постановки "Тщетной предосторожности" художественный руководитель балета Валентин Елизарьев из Германии в Минск два года звал - наконец дозвался - известного хореографа Дитмара Зайфферта. По мнению Елизарьева и его немецкого коллеги, наша жизнь такая трудная и грустная, что театру просто необходим искрометный балет-комедия. А этот спектакль - легкий, для услаждения души и семейного похода в театр.
Артистам белорусского балета работа с немецким хореографом, как свежий ветер: долгое стояние в рядах лебедей, оно тоже, знаете, утомляет. А тут "Тщетная предосторожность"... В этой деревенской истории артисту есть что поиграть и даже покривляться. Вальсы, галопчики, сельский флер - так я себе это представляю.
Балетмейстер Зайфферт согласился ставить у нас балет во многом из-за личных симпатий к Валентину Елизарьеву. Известно, наш театр не способен заплатить немецкому хореографу гонорар, к какому он привык. Но Зайфферт так рассудил: в Америке и в Японии люди не теплые, у них только деньги на уме, поэтому от них он и требует высоких гонораров. А в Мехико или в Беларуси, скажем, люди очень теплые и душевные, поэтому здесь он не из-за денег, а по дружбе. Как хореограф и режиссер Зайфферт работал во многих оперных и балетных театрах Европы, Азии и Америки. Он поставил 13 многоактных балетов, 12 драматических спектаклей, 3 оперы, 3 мюзикла, 9 одноактных балетов и около 100 хореографических миниатюр. Многие его работы были отмечены престижными наградами и премиями международных балетных конкурсов. Выпускник дрезденской "Paluccaschule", маэстро Дитмар Зайфферт, как видно, не любит терять времени даром.
Еще во время стажировки в балетном училище им. А.Вагановой в Ленинграде он услышал о том, что в Минске есть большой театр балета, с хорошей труппой. Ему всегда хотелось заехать в Беларусь и убедиться в том, что у нас действительно хороший театр. Вот заехал. И убедился. Г-ну Зайфферту нравится работать с нашей труппой, только профсоюзы его раздражают. На русском языке чистокровный немец так это объяснил: что какой-то человек вынуждает его каждый день ровно в 13.00 делать перерыв. Зайфферт объясняет работнику профсоюза, что он с артистами работает и не может прервать репетицию ровно в час. Но наш член профсоюза непреклонен. Г-н Зайфферт из-за этого так нервничает и негодует, что на встрече с журналистами минут двадцать беседы посвятил теме: "У каждый шеловек ест индывидуалнасть, и ваша праффсаюз далжна это понимать".
Тем не менее г-н Зайфферт не сожалеет, что поддался уговорам Елизарьева и согласился поставить "Тщетную предосторожность" в Минске. Права на спектакль он отдаст только Валентину Николаевичу, и если с Елизарьевым - тьфу-тьфу-тьфу! - что-то случится, оригинальная постановка герра Дитмара из репертуара балета исчезнет. Любопытно: немецкий хореограф до сих пор не объявил артистам, кто из них станет солировать на премьере в "Тщетной". Говорит, до самой последней недели не раскроет этой тайны, чтобы сохранить в труппе дух здоровой конкуренции и борьбы. Любит Дитмар конкурсы, право слово. "Я часто слышу в русском языке слова "талантливый человек". А что это значит? - изумляется Дитмар. - Талант в балете не имеет значения. Может быть, только десять процентов. Все остальное - это работа. Талант плюс работа! Вот что имеет значение". Вообще, Зайфферт, как и подобает постановщику, в беседе частенько брал тон лектора и по-отечески посвящал белорусских журналистов в тонкости балетного искусства.
Маэстро Елизарьев мягко подшучивал над немецким коллегой и чуть заметно нажимал, возвращая Зайфферта к белорусской действительности. Мол, и в Германии с профсоюзами не все гладко, а если уж наши тебе так не нравятся, ну не бери тогда в спектакль артистов - членов профсоюза. Занятный дуэт Елизарьев - Зайфферт. Несокрушимая немецкая наивность плюс белорусская рассудительность - в итоге должно получиться что-то стоящее.
Премьера балета "Тщетная предосторожность" пройдет 28 февраля, 2, 11, 12 марта. Сценография и костюмы - Любови Сидельниковой. Музыкальное руководство - Николая Колядко. В главных партиях - ??? (маленькая немецкая предосторожность).
"Тщетная предосторожность" по старой дружбе
Двести лет балетный зритель потешается историйкой, которую сочинил хореограф Жан Доберваль незадолго до взятия Бастилии.