"Тщетная предосторожность" по старой дружбе

Двести лет балетный зритель потешается историйкой, которую сочинил хореограф Жан Доберваль незадолго до взятия Бастилии.
Двести лет балетный зритель потешается историйкой, которую сочинил хореограф Жан Доберваль незадолго до взятия Бастилии. В 1789 году он поставил "Балет о соломе", в коем запечатлел последние мгновения веселящейся эпохи. Спустя много лет о ней скажут: "Кто не жил до Французской революции, тот не знает, что такое настоящая жизнь".

Так и нам не суждено узнать, что же это такое - жить во Франции XVIII века, а вот сюжет "Балета о соломе" - пожалуйте, расскажет об этом. Его название за двести с лишним лет менялось несколько раз. Спектакль был и "Худо сбереженной дочерью", и "Обманутой старухой"... Пока не стал "Тщетной предосторожностью". Но не в этом суть. Главное - 28 февраля в Национальном театре балета состоится премьера этого знаменитого во всем мире балета.

Маменька хочет выдать дочь за богатого, но придурковатого, как водится, жениха. Дочка сопротивляется, ибо любит совсем другого юношу - прекрасного, но бедного. Излишняя бдительность подводит-таки мамашу: она запирает дочку на замок в сарайчике, куда заранее проник нищий ухажер. Ни сном ни духом не виноватая, маменька, хлопотунья такая, подводит богача к сарайчику и с пафосом, при стечении праздных крестьян, вручает солидному мэну ключи от девичьей темницы. Тот отворяет дверь, и - какой конфуз. Застигает влюбленных, можно сказать, в неглиже. И все-хеппи-энд: огорошенная старуха дает свое согласие на брак дочки с тем, кто ее скомпрометировал, богатый парень уходит ни с чем, а крестьяне торжествуют.

Для постановки "Тщетной предосторожности" художественный руководитель балета Валентин Елизарьев из Германии в Минск два года звал - наконец дозвался - известного хореографа Дитмара Зайфферта. По мнению Елизарьева и его немецкого коллеги, наша жизнь такая трудная и грустная, что театру просто необходим искрометный балет-комедия. А этот спектакль - легкий, для услаждения души и семейного похода в театр.

Артистам белорусского балета работа с немецким хореографом, как свежий ветер: долгое стояние в рядах лебедей, оно тоже, знаете, утомляет. А тут "Тщетная предосторожность"... В этой деревенской истории артисту есть что поиграть и даже покривляться. Вальсы, галопчики, сельский флер - так я себе это представляю.

Балетмейстер Зайфферт согласился ставить у нас балет во многом из-за личных симпатий к Валентину Елизарьеву. Известно, наш театр не способен заплатить немецкому хореографу гонорар, к какому он привык. Но Зайфферт так рассудил: в Америке и в Японии люди не теплые, у них только деньги на уме, поэтому от них он и требует высоких гонораров. А в Мехико или в Беларуси, скажем, люди очень теплые и душевные, поэтому здесь он не из-за денег, а по дружбе. Как хореограф и режиссер Зайфферт работал во многих оперных и балетных театрах Европы, Азии и Америки. Он поставил 13 многоактных балетов, 12 драматических спектаклей, 3 оперы, 3 мюзикла, 9 одноактных балетов и около 100 хореографических миниатюр. Многие его работы были отмечены престижными наградами и премиями международных балетных конкурсов. Выпускник дрезденской "Paluccaschule", маэстро Дитмар Зайфферт, как видно, не любит терять времени даром.

Еще во время стажировки в балетном училище им. А.Вагановой в Ленинграде он услышал о том, что в Минске есть большой театр балета, с хорошей труппой. Ему всегда хотелось заехать в Беларусь и убедиться в том, что у нас действительно хороший театр. Вот заехал. И убедился. Г-ну Зайфферту нравится работать с нашей труппой, только профсоюзы его раздражают. На русском языке чистокровный немец так это объяснил: что какой-то человек вынуждает его каждый день ровно в 13.00 делать перерыв. Зайфферт объясняет работнику профсоюза, что он с артистами работает и не может прервать репетицию ровно в час. Но наш член профсоюза непреклонен. Г-н Зайфферт из-за этого так нервничает и негодует, что на встрече с журналистами минут двадцать беседы посвятил теме: "У каждый шеловек ест индывидуалнасть, и ваша праффсаюз далжна это понимать".

Тем не менее г-н Зайфферт не сожалеет, что поддался уговорам Елизарьева и согласился поставить "Тщетную предосторожность" в Минске. Права на спектакль он отдаст только Валентину Николаевичу, и если с Елизарьевым - тьфу-тьфу-тьфу! - что-то случится, оригинальная постановка герра Дитмара из репертуара балета исчезнет. Любопытно: немецкий хореограф до сих пор не объявил артистам, кто из них станет солировать на премьере в "Тщетной". Говорит, до самой последней недели не раскроет этой тайны, чтобы сохранить в труппе дух здоровой конкуренции и борьбы. Любит Дитмар конкурсы, право слово. "Я часто слышу в русском языке слова "талантливый человек". А что это значит? - изумляется Дитмар. - Талант в балете не имеет значения. Может быть, только десять процентов. Все остальное - это работа. Талант плюс работа! Вот что имеет значение". Вообще, Зайфферт, как и подобает постановщику, в беседе частенько брал тон лектора и по-отечески посвящал белорусских журналистов в тонкости балетного искусства.

Маэстро Елизарьев мягко подшучивал над немецким коллегой и чуть заметно нажимал, возвращая Зайфферта к белорусской действительности. Мол, и в Германии с профсоюзами не все гладко, а если уж наши тебе так не нравятся, ну не бери тогда в спектакль артистов - членов профсоюза. Занятный дуэт Елизарьев - Зайфферт. Несокрушимая немецкая наивность плюс белорусская рассудительность - в итоге должно получиться что-то стоящее.

Премьера балета "Тщетная предосторожность" пройдет 28 февраля, 2, 11, 12 марта. Сценография и костюмы - Любови Сидельниковой. Музыкальное руководство - Николая Колядко. В главных партиях - ??? (маленькая немецкая предосторожность).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter