Евросоюз - право руля

Центра больше нет

Неделю назад я писала о том, что ЕC правеет, и в качестве доказательства приводила результаты первого тура президентских выборов в Австрии: во втором встретятся представитель правой Партии свободы Норберт Хофер (ему и прочат победу) и бывший “зеленый” Александр Ван дер Белен. Представители входящих в правительство Социал-демократической и Народной партии во второй тур не пробились. Но политические потрясения в стране на этом не закончились. Канцлер Вернер Файман подал 9 мая в отставку. Он наряду с Ангелой Меркель был самым длительно пребывавшим у власти руководителем европейской страны. Его уже успели назвать “самая высокопоставленная жертва миграционного кризиса”. Но только ли в миграционном кризисе дело?

Отставку Файмана окрестили громом с ясного неба, что, конечно, преувеличение: граждане, поддерживавшие Социал-демократическую партию, требовали отставки своего лидера сразу после первого тура президентских выборов. Но причина отставки, которую озвучил сам Файман, — потеря поддержки со стороны однопартийцев. “Этому правительству нужен новый сильный старт”, — сказал он на прощание. Файман не справился не только с миграционным кризисом.

Эксперты считают Австрию одной из самых показательных стран Евросоюза: то, что происходит здесь, повторяется потом в других местах. Когда миграционный кризис только начинался, Файман, как и соседка Ангела Меркель, приветствовал беженцев с распростертыми объятиями, объявив “вилькомен” политику. Очень скоро страна приняла 90 тысяч мигрантов — в абсолютных цифрах немного, но в пересчете на душу населения куда больше, чем в Германии. Народ (читай, электорат) возроптал, правительство Файмана совершило головокружительный разворот: ограничило число принимаемых беженцев, ввело проверки на границах, а сразу после провального тура президентских выборов значительно ужесточило правила предоставления политического убежища в стране. Не помогло. В отличие от правительства Меркель, которое делает, в принципе, то же самое при сохранении “вилькомен” риторики своим лидером, Файман своим “разворотом” (который еще назвали “шарахание”) вызвал недоверие собственных избирателей. Противостоящая ему Партия свободы в миграционной политике всегда была последовательной и проповедовала исключительно жесткую линию по отношению к “понаехавшим”. Но непоследовательность с мигрантами стала лишь последней каплей, свалившей австрийского канцлера.

Когда Вернер Файман возглавил правительство Австрии в декабре 2008 года, безработица составляла 4,7%. Но в последующие годы в соседних странах она уменьшалась, а в Австрии, наоборот, увеличивалась и сегодня составляет 5,7%. По сравнению с соседней Словакией это не слишком много, но австрийцы недовольны и требуют структурной перестройки экономики.

Если Австрия — лакмусовая бумага политики Евросоюза, то она демонстрирует тенденцию не только к “поправению” ЕС, но и к тому, что умеренностью выборы не выиграешь. Социал-демократические партии, десятилетиями определявшие политический фон континента, сдают позиции одна за другой. Одной из первых стала Греция, где социал-демократы из ПАСОК до кризиса стабильно набирали до 45% голосов избирателей, а в 2015 году получили лишь 4%. Сейчас в Греции бал правят леваки, которые борются с правыми. Центра больше нет. Там, где не побеждают откровенно правые, все большую поддержку имеют партии, выступающие против “забронзовевшего” истеблишмента: популисты, феминистки, пираты, евроскептики, антирыночники (на юге) и антимигранты (на севере). Поддержка социал-демократов снизилась везде практически на треть, изменения режима — вопрос назначения даты выборов. Парламентские в Австрии должны пройти в 2018 году. Но Норберт Хофер, который может стать президентом 22 мая, уже заявил о намерении распустить парламент (беспрецедентный шаг, но сейчас в ЕС время новых прецедентов) и назначить новые выборы. На которых его Партия свободы вполне может победить. Политическая карта Евросоюза меняется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter