Фьючерсные цены преодолели планку 52 доллара за баррель и продолжают двигаться вверх

Цена согласия

ОПЕК посрамила скептиков и договорилась о снижении с января 2017 года объемов добычи нефти. Вернее, официально оформила достигнутое в сентябре в Алжире предварительное соглашение о сокращении ежедневной добычи с 33,6 млн баррелей в день до 32,5 млн. Присоединилась к нему и Россия, не входящая в нефтяной картель. Всего договоренность поддержали 20 стран, включая входящие в картель. Биржи отреагировали ожидаемо — фьючерсные цены преодолели планку 52 доллара за баррель и продолжают двигаться вверх. 


Надолго ли? Ведь выражение — договор дороже денег — это не про ОПЕК. Только эмбарго в середине семидесятых прошлого века было поддержано всеми и принесло оглушительный эффект. Все остальные договоренности, достигаемые в ходе многотрудных переговоров, участники картеля выполнять не спешили, трактуя их в собственных интересах, а по сути — тихо саботируя. Дескать, поступиться своими интересами должен кто-то другой, но не я. 

И ситуация не изменилась, противоречия, которые раздирали страны — участницы ОПЕК, никуда не исчезли. Например, Индонезия то приостанавливает свое членство в ОПЕК, если ей невыгодны какие-то решения, то вновь его возобновляет. Свое особое мнение упорно отстаивает Иран, который после длительной паузы спешно пытается наверстать объемы и закрепиться на рынках, с которых вынужденно ушел. Ирак также хотел бы прибавить — война дело дорогостоящее. Но баланс похоже найден: Саудовская Аравия согласилась снизить добычу на 486 тыс. баррелей в сутки. Ирак, вторая по нефтедобыче страна в картеле, будет добывать 4,351 млн баррелей в сутки — это на 210 тыс. меньше, чем в октябре. Иран получил возможность увеличить добычу с 3,7 млн почти до 3,8 млн баррелей. Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт снизят суточную добычу на 139 тыс. и 131 тыс. соответственно.



Сложно складываются отношения с нефтедобывающими государствами, не входящими в организацию стран-экспортеров нефти, на которые, напомним, приходится 60% мировой добычи. Тем не менее и они согласились ужаться на 600 тыс. баррелей в сутки. Так, Россия готова сократить добычу на 300 тыс. баррелей. Фактически не будет наращивать ее в таких объемах. 

Но от повышения цен на нефть выиграет и основной конкурент. Каких-то два года назад цена была 100 долларов за баррель, о чем с ностальгией вспоминают во всех нефтедобывающих странах, они втянулись в борьбу с добываемой в США сланцевой нефтью. Начали наращивать добычу — обрушили цены. Американский сланец скукожился на миллион баррелей в день, но не ушел с рынка. И если сейчас цена на баррель будет выше 50 долларов (а то и 60), он получит второе дыхание. А рынок — поток нефти.



Не будем забывать, что Трамп намерен отменить многие запреты на добычу нефти в США, отдельные экологические ограничения на разработку сланцевых газа и нефти. Этот фактор также сыграет в ближайшей перспективе. 

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter