Цена семи цифр

Абонент воспринимает комбинацию номера своего сотового телефона как частную собственность. А между тем это не так. Номерные массивы — «достояние» государства и лишь сдаются в «аренду» сотовым компаниям

Абонент воспринимает комбинацию номера своего сотового телефона как частную собственность. А между тем это не так. Номерные массивы — «достояние» государства и лишь сдаются в «аренду» сотовым компаниям. Но такой расклад может измениться. Уже несколько лет на рынке сотовой связи то и дело возникают слухи о возможном введении услуги «Переносимость мобильного номера» (Mobile number portability — MNP), суть которой заключается в том, что абонент мобильной связи получает возможность сохранения номера при переходе от одного оператора к другому. 

Номер  как  частная собственность 

Смысл понятия «перенос номера» объяснять не нужно, основную идею все давно поняли и с интересом ждут ее практической реализации. Для абонентов это удобная и справедливая возможность. Опыт западных стран показывает, что появление сервиса «Переносимость мобильного номера» ведет к более жесткой конкуренции, а значит, к снижению цен и повышению качества обслуживания. 

По представлениям рядового потребителя процедура смены оператора будет не сложнее, чем смена тарифного плана. «Надоел оператор или телефон «не ловит» на даче – перейду к другому», — думают они. На самом деле все не так просто. 

Впервые о введении услуги MNP как о возможном сценарии развития белорусского рынка заговорили еще несколько лет назад представители компании «БеСТ». Этот оператор вышел на рынок сотовой связи последним, в тот момент, когда практически все высокодоходные абоненты уже подключились к GSM-сетям конкурентов. Как показывает мировая практика, появление третьего и последующих операторов сотовой связи всегда обречено на «преследование» лидеров. Занять более выгодные позиции без радикальных изменений законодательных правил игры на рынке вряд ли возможно. Менеджеры компании «БеСТ» намекнули: услуга MNP значительно изменит расстановку сил на рынке. И новым игрокам даст реальный шанс отвоевать место под солнцем. Например, в Германии «среднему» оператору «Q2» в результате агрессивной маркетинговой кампании удалось успешно потеснить крупных конкурентов. 

Впрочем, обвинения в лоббировании своих интересов, последовавшие за комментариями «БеСТ», потерпели крах. Резких «движений» со стороны Минсвязи не последовало, и разговоры о скором внедрении MNP постепенно затихли. Летом текущего года министр связи и информатизации Николай Пантелей во время пресс-конференции отметил: введение этого сервиса в Беларуси требует выполнения огромного объема подготовительных работ, поэтому говорить о его внедрении преждевременно. «Хотя «Переносимость номера» – естественная стратегия развития рынка сотовой связи, которой придерживаются во многих странах мира», — подытожил министр. 

В отличие от России, где услуги MNP будут введены уже в 2008 году, в белорусских реалиях специалистами называются более отдаленные сроки – не ранее 2010 года. В настоящий момент организация «Гипросвязь» по заказу Министерства связи и информатизации изучает степень готовности операторов и абонентов к введению услуги «Переносимость номера». До конца 2007 года результаты исследования, которые включают в себя не только технические, но и юридические аспекты, будут предоставлены заказчику. Как он поступит, решать ему. Но, скорее всего, документы будут разосланы всем без исключения операторам сотовой связи для получения дальнейших комментариев и уже в следующем году абонентов оповестят о возможности введения услуги. Операторам придется согласиться с позицией Минсвязи. Как прокомментировал замдиректора по техническим вопросам СООО «Мобильные ТелеСистемы» Сергей Буденный, в случае реализации проекта компания выступит в роли простого исполнителя указаний госрегулятора. 

Как отметили в «Гипросвязи», причин сомневаться в целесообразности внедрения MNP нет. Во всяком случае, существующая техническая база операторов мобильной и фиксированной связи позволяет встать на новые рельсы достаточно легко и без существенных инвестиций. К примеру, в России комплексные  затраты на внедрение услуги оцениваются в $ 200 млн. 

Трудности  перевода 

Услуга MNP является не совсем рыночной: она выгодна в первую очередь абоненту, но не оператору. Поэтому в большинстве государств право пользователей на услугу «Переносимость номера» было инициировано сверху и закреплено законодательно. В ряде стран, например в США и Германии, крупные игроки настолько сопротивлялись вводу услуги, что оттянули дату ее внедрения на несколько лет. 

Беларусь в данном случае не исключение. По сути, стратегия взаимоотношений белорусских сотовых операторов и их клиентов касается удержания последних выгодными условиями внутрисетевых вызовов и совсем «неинтересной» стоимостью звонков на номера конкурентов. А введение MNP потребует от компаний унификации тарифов. 

Отношение к MNP компаний сотовой связи — тема отдельная. В целом белорусские операторы положительно отзываются о такой возможности. Они утверждают, что удерживать абонента нужно не технологическими средствами, а маркетинговой политикой и привлекательностью бренда. При этом некоторые компании говорят, что легко смогли бы заполучить в свои сети пользователей-«перебежчиков», если бы не привязка последних к своему номеру. По оценкам специалистов, долю «тяжелых» клиентов легко может потерять компания «Мобильная цифровая связь» (торговая марка Velcom), при этом к кому переметнутся ее «адепты» — большой вопрос. Он напрямую зависит от маркетинговой активности конкурентов. Операторы МТС и «БеСТ» также могут лишиться части недовольных клиентов, но, по некоторым оценкам, процент этот будет весьма незначительным. Что любопытно, оттока абонентов может не случиться у компании «БелСел» (торговая марка Diallog), работающей не в GSM, а в формате CDMA. Ее клиенты привязаны не только к номерам, но и к телефонам, которые нельзя использовать в GSM-сетях. 

Никто из компаний сотовой связи не сомневается, что в случае введения сервиса MNP белорусский рынок сотовой связи будет перекроен по-новому. По некоторым оценкам, не менее 4—8 % абонентов (а это весьма солидный показатель) с удовольствием сменят оператора. Эксперты прогнозируют, что особенно усилится конкуренция в секторе высокодоходных корпоративных клиентов. 

Также операторы мобильной связи опасаются, что услуга «Переносимость мобильного номера» станет причиной ценовой войны, что неминуемо скажется на доходах всех участников рынка. Но в конечном итоге операторы учитывают стоимость такой системы при формировании цен на услуги мобильной связи, а они могут вырасти. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter