Цена плохой погоды

В то время как развитые страны считают деньги, развивающиеся платят человеческими жизнями.
В то время как развитые страны считают деньги, развивающиеся платят человеческими жизнями.

Интенсивность стихийных бедствий, обрушившихся на нашу планету, привела к тому, что изменение климата перестало волновать сугубо экологов. Наконец-то свое внимание на проблему обратят политики и экономисты. В докладе Экологической программы ООН утверждается, что глобальное потепление представляет собой быстро растущую угрозу мировой экономике. Потери от стихийных бедствий уже в ближайшее десятилетие достигнут астрономической цифры - 150 миллиардов долларов в год.

Похоже, что старый советский анекдот о четырех стихийных бедствиях, которые ежегодно подстерегали отечественную экономику - весне, лете, осени и зиме, неожиданно обрел новый смысл в планетарном масштабе. Даже при большом желании на карте не отыскать стран, которым не приходилось бы в разные поры года испытывать на себе капризы природы. Причем плохой прогноз метеорологов все чаще принимает реальное стоимостное выражение. Недавняя "европейская утопия" обошлась в 25 миллиардов евро.

А что когда ценой изменения климата становится не экономическое развитие, а жизнь целой страны? Ведь существуют и такие примеры. Из-за поднятия уровня океана власти Тувалу вынуждены были обратиться к мировому сообществу с просьбой об эвакуации населения страны. Хорошо, крошечному острову в Тихом океане помочь можно, но что произойдет, когда процесс коснется миллиардов землян. А к этому все, по-видимому, идет. 150-миллионному Бангладеш уже впору заняться проблемой выживания. Участившиеся здесь наводнения все чаще принимают форму локального апокалипсиса, не оставляя после себя ничего живого.

Сама постановка вопроса о последствиях изменения климата не нова. Экологи давно бьют в набат по поводу приближающейся катастрофы. Однако пристальное внимание политиков и экономистов - явление наших дней. Тем не менее уроки природы усваивают не все. Так называемый Киотский протокол, направленный на уменьшение вызывающих потепление выбросов в атмосферу, до сих пор не ратифицирован главным производителем "парниковых газов" - США. В Вашингтоне это международное соглашение считают потенциально вредным для экономики страны, но, видимо, прогноз ООН даст американским властям повод задуматься. К слову, такая недальновидность не может не вызывать недоумение, ведь политики большинства стран с успехом разыгрывают экологическую карту. Вот и лидер ливийской революции Муаммар Каддафи существенно улучшил свой имидж, призвав внимание мировой общественности к регионам, которым грозит опасность. По его мнению, это - озеро Чад, дельта Нила и Аральское море.

К счастью, нашу страну масштабные стихийные бедствия пока обходят стороной. На наш век хватит чернобыльской беды. А что касается ооновских прогнозов, то, по мнению академика НАН Беларуси, директора Института проблем использования природных ресурсов и экологии Владимира Федоровича Логинова, эти оценки несколько завышены. Наш ученый считает, что среднегодовой ущерб от стихийных бедствий во всем мире все-таки вряд ли пока превышает 90 миллиардов долларов, что, впрочем, тоже отнюдь не мало. Главная же особенность заключается в неравномерном распределении этого ущерба. Мой собеседник привел для сравнения последствия засухи в Австралии и Танзании. На каждый потерянный доллар в бедной африканской стране приходится минимум 30 на Зеленом континенте. А вообще, в то время как развитые страны считают деньги, развивающиеся рассчитываются человеческими жизнями.

Последствия изменения климата для Беларуси не столь очевидны, как, например, для Тувалу, тем не менее этот процесс глобальный, и он не мог не коснуться нашей страны. По данным Института проблем использования природных ресурсов и экологии, из последних 14 лет "холодным" был только один год, что явно ненормально. В природных аномалиях зачастую виноваты мы сами. Самый яркий пример - это последствия мелиорации на Полесье. В последнее время там часто случается засуха, нередки пыльные бури, а по количеству заморозков Полесье сравнялось с самым севером нашей страны. Так что вряд ли мы вправе обижаться на плохую погоду, скорее - она на нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter