«Царь полей»

В 1930—40-е годы самые лучшие белорусские земли  отводились под кок-сагыз

Именно  кок-сагыз,  активно  выращиваемый  на  полях  страны  во  времена   Сталина,  подготовил  почву  для  хрущевской  «царицы  полей»    кукурузы

В истории советской сельскохозяйственной науки было множество экспериментов. Один из самых известных — повсеместное выращивание кукурузы, которую Хрущев назвал «царицей полей». Но мало кто знает, что был и «царь полей». Таковым при Сталине называли кок-сагыз. Сегодня  мало кто из наших современников помнит такое растение, хотя в 30—40-е годы под него отводились самые лучшие белорусские земли. Со временем выращивание кок-сагыза было признано нерентабельным. Но сегодня есть повод вспомнить, что это за растение и с чем его едят.

В 1920-х годах молодая Страна Советов остро нуждалась в заменителях натурального каучука. Ввозить его из-за границы было очень дорого, а на территории СССР гевея (основной источник натурального каучука) не росла. В случае войны советская промышленность и армия рисковали остаться без резины. В 1931 году Сталин в своей речи «О задачах хозяйственников» заявил: «У нас в стране имеется все, кроме каучука. Но через год-два и у нас будет свой каучук». Надежды возлагались на ученых — в 1927 году советский химик Лебедев разработал технологию производства искусственного каучука из спирта. В 1931 году в Ленинграде заработал единственный в мире на тот момент завод по выпуску синтетического каучука. В 1937 году уже более 70 процентов резины в СССР изготавливали из отечественного синтетического латекса.

Однако синтетический каучук (именовавшийся официально — СК) уступал натуральному по всем параметрам, поэтому его создание проблемы до конца не решило. Нужен был отечественный заменитель гевеи. И он был найден.

Во второй половине 1920-х годов одна из экспедиций, искавшая «советскую гевею» в глухих уголках Тянь-Шаня (горная цепь на границе Казахстана и Киргизии), узнала, что местные жители любят для развлечения пожевать какие-то сухие корешки, от которых во рту остается комочек эластичной массы, напоминающий резину. Когда корешки попали в руки экспедиции, сомнения отпали, в них был самый настоящий каучук! Местные жители называли это растение кок-сагыз (зеленая жвачка). Когда ученые попросили местных жителей показать, где растет таинственный каучуконос, то их удивлению не было предела: им предъявили… одуванчики! Правда, потом выяснилось, что это  особое растение, еще неизвестное науке. Но с одуванчиком оно, действительно, состоит в самом близком родстве.

Дикий кок-сагыз растет только в горном Казахстане. Но растение прохладных и влажных горных долин неплохо прижилось на землях Украины, в Подмосковье, Ленинградской области. Агрономы разработали особые приемы возделывания кок-сагыза на семена и на производство каучука. Удавалось выращивать 100, 120 и даже 130 центнеров корней кок-сагыза с гектара. Это был неплохой результат — до 100 килограммов чистого каучука с одного гектара. Кок-сагыз стал основным натуральным сырьем советской резиновой промышленности.

За внедрение каучуконоса во второй половине 1930-х годов принялись и в Беларуси. Пленум ЦК КП(б)Б издал постановление о необходимости внедрения кок-сагыза в сельское хозяйство БССР как стратегически важной культуры. Особенно перспективными для выращивания кок-сагыза считались осушенные торфяники, которых в Беларуси было с избытком. Под каучуковые плантации отвели тысячи гектаров земли по всей республике. В колхозах создавались каучуководческие бригады. В общем, внедрение при Сталине кок-сагыза по размаху во многом напоминало историю с кукурузой при Хрущеве.

Кок-сагыз воспевался в художественных произведениях — заслуженный деятель искусств белорусский композитор Николай Чуркин в 1941 году написал музыку к народной музыкальной комедии «Кок-сагыз» на белорусском языке, в которой были задействованы народные и заслуженные артисты БССР (текст ее хранится в Госархиве Минской области). Одна из хоровых партий этой комедии так и называется: «Кок-сагызный марш». Еще один белорусский композитор Самуил Полонский написал уже совершенно забытую ныне комедийную оперетту «Зарэчны Барок» — о колхозе, в котором выращивали кок-сагыз, но, перепутав, стали по той же технологии разводить кур. В общем, мощная идеологическая и культурная поддержка, или, говоря современным языком, пиар кок-сагызу был обеспечен.

Кок-сагызная кампания продолжилась и после Великой Отечественной войны. Всесоюзная сельскохозяйственная энциклопедия 1951 года среди хозяйств, добившихся особых успехов в разведении кок-сагыза, называла белорусские колхозы имени Молотова и Ворошилова, «Красная смена», «Ударник», «Победа», «Комсомолец». Многие белорусские колхозники и колхозницы получили ордена, медали и звания Героев Социалистического Труда за успехи в выращивании каучуконоса. 

О кок-сагызе писали все белорусские газеты того времени — от центральных до районных. Областная «Минская правда» только за 1951 год посвятила кок-сагызу десятки материалов с характерными названиями: «Больше кок-сагыза родной стране!», «Урожай каучуконоса будет завоеван!», «Как мы вырастили высокий урожай кок-сагыза», «Кок-сагыз — важный резерв экономики колхозов», «За 50 килограммов семян кок-сагыза с гектара!» и т.д. 18 декабря 1951 года даже состоялся слет молодых каучуководов области.

Вопросами селекции и разведения кок-сагыза занимались известнейшие советские биологи, генетики и агрономы, даже прославившийся своей борьбой с «лженаучной» генетикой академик Лысенко. Именно он решил проблему быстрого вырождения кок-сагыза — в европейской части СССР тянь-шаньский одуванчик рос не слишком хорошо и быстро терял каучуконосные свойства. Лысенко предложил сажать кок-сагыз не семенами, а отрезая черенки.

Однако была и еще одна сторона медали — возделывание кок-сагыза все равно обходилось слишком дорого. Корешки — мелкие. Чтобы выкопать их из земли, нужна рабочая сила. Размножался  так же, как и одуванчик, — белые шары с семенами-парашютиками стелились у самой земли, никакой машине их не подцепить. Значит, собирать семена тоже надо было вручную — этим занимались чаще всего крестьянские дети. «Каучуковые» плантации в белорусских условиях нуждались в постоянной прополке, иначе их быстро «оккупировал» некаучуконосный родственник — обыкновенный одуванчик. Опять лишние расходы. Словом, со временем в кок-сагызе начали понемногу разочаровываться. Лишь практически бесплатный труд колхозников позволял получать советской экономике хоть какую-то выгоду от выращивания кок-сагыза.

Внедряемый принудительно, малорентабельный кок-сагыз после смерти Сталина был быстро забыт. Тем более что советским ученым удалось разработать новые виды синтетического каучука, превосходившие по качеству кок-сагызный. На смену «царю полей» — кок-сагызу пришла «царица полей» — кукуруза. 

Казалось бы, растение с экзотическим названием давно стало историей одного из многочисленных советских сельскохозяйственных экспериментов. Но летом 2008 года появились сообщения о том, что опыты с выведением кок-сагыза с повышенным содержанием каучука проводятся в США. Дело в том, что основным поставщиком натурального каучука сейчас является только один регион — Юго-Восточная Азия. Родина гевеи — Бразилия — практически не производит каучук, все плантации там поражены зловредным грибком, бороться с которым пока еще не умеют.

К тому же до сих пор ученые не могут решить проблему искусственного каучука — по своим качествам и свойствам он все же уступает натуральному. Поэтому сок гевеи, добываемый все теми же примитивными способами, что и сотню лет назад, по-прежнему востребован современной промышленностью, и с каждым годом эта потребность только растет (цены на каучук выросли с 2002 года в семь раз). Неприхотливый кок-сагыз может решить проблему с постоянным дефицитом натурального каучука в мире. Так что его история еще не закончилась.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter