Трудный учебник

Институт истории НАН Беларуси всегда твердо стоял на академических позициях - занимался "чистой наукой", исследовал и писал научные фундаментальные труды по истории, издавал их в научных журналах.
Институт истории НАН Беларуси всегда твердо стоял на академических позициях - занимался "чистой наукой", исследовал и писал научные фундаментальные труды по истории, издавал их в научных журналах. А тут вдруг один из столпов института, Георгий Васильевич ШТЫХОВ, доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии, взялся за "крестьянское" дело - в начале 90-х приступил к написанию учебника для... 4-х и 5-х классов средней школы. В аристократической академической среде это вызвало шок. Мало того! Прочитав на свой учебник критическую рецензию сельского учителя, Штыхов... пригласил его в соавторы.

- Георгий Васильевич, что побудило вас взяться за новое для себя дело? Шаг был рискованный. Во-первых, школьный учебник читает ребенок, а рука доктора наук набита на научных текстах. Во-вторых, в 1992-м еще только предстояло создавать новую национальную концепцию: ведь история во многом перекраивалась, и написание школьного учебника в 90-х было для ученого сверхзадачей.

- Мне как историку предстояло решать новые проблемы. Прежде всего изменить подход к изложению исторических фактов. В советские времена господствовал так называемый формационный подход. История рассматривалась сугубо с точки зрения изменения общественно-экономических формаций, средств производства и т.д. Европа же использовала цивилизационный метод: большое внимание уделялось материальной и духовной культуре, религии, конфессиям. И я, и мои соавторы понимали, что оба принципа имеют как слабые, так и сильные стороны, поэтому, взяв лучшее из обоих, синтезировали третий метод. Была и перекройка исторической фактологии. Изучив множество школьных учебников, пришлось по-иному трактовать возникновение государственности на территории Беларуси. В учебных пособиях по истории СССР, а теперь и в российских учебниках, к примеру, по теме "Киевская Русь" не рассматривался материал, посвященный Полоцкому княжеству. А ведь там - истоки нашей национальной государственности. Известный российский ученый Б.А.Рыбаков утверждал, и с его позицией соглашался ученый мир, что в XII веке отдельные восточнославянские (древнерусские) княжества были государствами. Многие вели "домашние" войны. Полоцкие князья более 100 лет воевали с киевскими правителями.

Кроме того, нужно было усилить белорусскую доминанту и в истории Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского. Великий князь Гедемин называл себя так: "Я король литовцев и русинов". Под "русинами" подразумевались все православные славянские народы государства, а значит, и белорусы. Эти акценты мы должны были расставить.

Что касается адаптации материала для школьников - задача была, пожалуй, самой сложной. Мой первый учебник напоминал гроссбух. Я думал так: напишу побольше, пусть учителя знают, а адаптировать будут сами. Учебник оказался трудным и громоздким, с множеством дат. Учителя буквально возопили. И в "Белорусском историческом журнале" появилась статья учителя истории из Новодевятковской средней школы Слонимского района В.В.Ракутя. Он согласился с нашей исторической концепцией, но в пух и прах разбил методику. Когда мы с ним познакомились, я понял: лучшего специалиста-методиста не найти. Вместе написали уже три учебника для 5-х, 6-х, 10-х классов.

- Сколько понадобилось времени для написания первого учебника?

- Чтобы написать выверенный со всех позиций учебник, в Европе дают срок - 10 лет. Первый мы сделали по просьбе Министерства образования едва ли не за 3 - 5 месяцев. Спешка была оправданна - в самостоятельном государстве должен быть новый учебник.

- У вас были конкуренты?

- Конечно! Создали три альтернативные команды, в которых и писатели, и историки, и учителя. Знаю даже, что сам Петр Бригадин, нынешний министр образования, вынашивает планы написать учебник для школы. Конкуренция - лучший способ прогресса, даже в нашем деле. Профессор из Белорусского государственного университета Эдуард Загорульский, доктор наук, автор советского школьного учебника по истории БССР, предпринял попытку написать новый школьный учебник для 6-го класса по истории Беларуси средних веков. Учебник появился. На мой взгляд, он очень перегружен. Не успели мы завершить шлифовку учебников постперестроечного периода, как Министерство образования вновь объявляет конкурс на написание учебников для двенадцатилетки. А это ведь другая сетка часов, новые программы, в основе последнего нашего учебника для 10-го класса - причинно-следственный принцип изложения материала: стараемся показать ученикам, почему так, а не иначе развиваются исторические события.

- Короче, новая реформированная школа - и опять новые учебники. Работы хватает... А как же академические планы?

- Институт работает над "Историей Беларуси в контексте европейской цивилизации". Это будет серия монографий. Я разрабатываю тему "Многоукладность социально-экономического развития полоцкой земли IX - XIII веков в сравнительном изучении". А вот совсем недавно к 900-летию Борисова подготовил статью для "Белорусского исторического журнала" о средневековом Борисове. Впереди научная конференция и мой доклад "История и археология полоцкой земли". График работы очень плотный, как у каждого ученого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter