Труд сомнительного смысла

На первый взгляд промышленность Могилевщины в первом полугодии поработала более чем благополучно: из 13 основных прогнозных показателей 10 выполнено.
На первый взгляд промышленность Могилевщины в первом полугодии поработала более чем благополучно: из 13 основных прогнозных показателей 10 выполнено. Упал лишь экспорт. Объемы же производства промышленных товаров и товаров народного потребления хотя и меньше, чем было запланировано,

но все-таки превышают уровень аналогичного периода прошлого года.

И все же рапорты некоторых руководителей предприятий о "выполнении и перевыполнении" подчас излишне оптимистичны. Порой работа фабрик и заводов выглядит такой же бесполезной, как труд бедняги Сизифа. В большей своей части продукция не продается. Сейчас ее скопилось на 113 миллиардов рублей - это 80 процентов от среднемесячного объема производства! Парадокс, но большая часть товара запросто может быть востребована потребителями. Другое дело, что на многих предприятиях торговать так и не научились.

Пример завода искусственного волокна им. В.В.Куйбышева лишь подтверждает этот тезис. Его продукция - вискозная нить и пленка для упаковки пищевых продуктов - пользовалась и пользуется спросом на мировом рынке. Но вместо того чтобы работать с потребителями напрямую, на предприятии еще недавно предпочитали посредников, использовавших исключительно бартерные схемы расчетов. Получилось, что завод не только не видел "живых" денег, но и полностью потерял контроль над рынком, не зная реальной цены своей продукции. А это уже ненормальная экономика.

По словам заместителя председателя Могилевского облисполкома Владимира Кравцова, "на Могилевщине есть предприятия, которые сейчас сознательно придерживают свою продукцию на складах (имея там трех-, четырехмесячные запасы), - это, например, ОАО "Лента", "Бобруйсктрикотаж". Руководители говорят, что знают конъюнктуру рынка и ждут момента, когда произведенное можно будет продать с наибольшей выгодой". Таких, к сожалению, единицы. Для остальных реализация готовой продукции - настоящая головная боль.

Объединение "Бобруйскмебель" еще недавно весьма успешно торговало в России, а нынче его складские запасы оцениваются в 174 процента месячного производства. В чем дело, россияне перестали нуждаться в мебели? Отнюдь. Просто бобруйчане достаточно вольготно чувствовали себя на российском рынке тогда, когда аналогичные предприятия соседей "лежали". Сейчас же в деревообработку, легкую промышленность России хлынули инвестиции. В том числе и западные. У белорусских мебельщиков появились конкуренты, которые могут предложить покупателям весьма неплохую продукцию. Причем по привлекательным ценам. Маркетинговая служба предприятия, вероятно, не смогла предусмотреть подобное развитие событий. В результате объединение оказалось в незавидном положении.

Осиповичское ОАО "Кровля" раньше большую часть своей продукции продавало в Украине. Но в результате протекционизма украинского правительства, пролоббировавшего интересы своих производителей кровельных материалов, украинский рынок для осиповчан оказался закрыт.

Проблема затоваренности произведенной продукцией в республике сложилась не сегодня. Мы к этому шли медленно, но верно. Причиной же сложившегося положения стала ориентация на уже традиционные рынки сбыта, привычка большинства руководителей работать по старинке. Когда главное - произвести, а покупатель как-нибудь да найдется. Увы, торговля - это не просто схема "товар - деньги". Это также искусство, которое многими промышленниками, к сожалению, не освоено.

Еще в апреле правительство издало постановление, которым разрешило предприятиям продавать продукцию, пролежавшую на складе больше трех месяцев, по цене ниже себестоимости. Для многих это могло оказаться пусть не самым лучшим, но выходом - производственники смогли бы "оживить" хоть часть замороженных в нереализованной продукции средств. Думаете, многие воспользовались возможностью? За три месяца предприятия легкой промышленности Могилевщины продали только 10 процентов своих неимоверных запасов. Остальное то ли не нашло своего покупателя, то ли производственники решили не торопиться, мол, сами знаем, как с наибольшей выгодой продать товар. Впрочем, последнее весьма сомнительно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter