Труба раздора

План строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) в очередной раз оказался на грани срыва.
План строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) в очередной раз оказался на грани срыва. На этот раз массированную атаку на "проект века" организовали экологи. Комиссия международных экспертов пришла к заключению, что его строительство и эксплуатация нанесут непоправимый урон уникальному природному комплексу Закавказья. Среди прочего загрязнению могут подвергнуться источники знаменитой минеральной воды "Боржоми". Чтобы как-то спасти проект, Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе даже были вынуждены в спешном порядке уделить внимание этому вопросу во время саммита НАТО в Праге.

Ситуация вокруг строительства БТД вот уже 8 лет развивается словно по законам военного времени. Боевые действия ведутся широким фронтом, с подключением влиятельных сил: известных политиков, крупнейших нефтяных компаний, ведущих СМИ, общественных и экологических организаций. Вокруг трубопровода столкнулись интересы с одной стороны США и Турции, а с другой - России. При таком раскладе закавказским республикам отводятся роли лишь второго плана.

Сторонников создания БТД возглавляет лично американский президент, который в свое время даже обратился к своему российскому коллеге за помощью в строительстве нефтепровода. По некоторым данным, именно Белый дом оказал проекту необходимую поддержку в виде 2 миллиардов долларов. Действиями американцев движут очевидные мотивы. Во-первых, БТД повысит и без того значительный авторитет Вашингтона в Баку и Ереване. Во-вторых, ослабит диктат ОПЕК на рынке нефти. Ну и самое главное - будет способствовать экономическому (в перспективе и политическому) вытеснению России из Закавказья. Главный союзник США в регионе - Турция, давно вынашивающая планы распространения своего влияния на этот регион, тоже не прочь поживиться каспийской нефтью. Что же касается Азербайджана и Грузии, то в этих странах создание трубопровода называют стратегической задачей и с нетерпением ожидают обещанных потоков западных инвестиций.

В стане противников строительства, кроме России, еще некоторые оппозиционные группировки в Грузии и Азербайджане, а также недавно присоединившиеся к ним экологи. Наша восточная соседка чрезвычайно заинтересована в том, чтобы "нефтяная река" с Каспия не меняла своего русла и по-прежнему впадала в Черное море где-то в районе Новороссийска. Контроль над каспийской нефтью, естественно, чрезвычайно важен для страны, которая сама является активным игроком на рынке "черного золота". Особенно если речь идет не только об азербайджанской нефти, но и о чрезвычайно перспективных месторождениях Казахстана и других среднеазиатских республик.

Очевидно, что нет нужды объяснять, почему Путин достаточно холодно отреагировал на предложение Буша присоединиться к строительству БТД. Хотя в какой-то момент и показалось, что российский "ЛУКойл" войдет в долю с "Бритиш Петролеум" и другими участниками проекта. Правда, такие слухи ходили недолго, и вскоре российские политики вместе с предпринимателями продолжили критиковать проект.

По их мнению, главный недостаток БТД - в его необеспеченности нефтью. Хотя азербайджанские власти неутомимо опровергают такие нападки, российский министр иностранных дел Игорь Иванов не зря назвал нефтепровод "экономически нерентабельным". В том случае, если в азербайджанский поток не вольется казахстанская нефть и если по-прежнему бесперебойно будет работать Новороссийский порт, значение БТД будет действительно небольшим. С последним "если" все оказалось не очень гладко. Свою роль в этом сыграла проблема, которую в свое время не удалось решить ни царям, ни императорам, ни генсекам, а именно - черноморские проливы. Турция, озаботившаяся "экологической безопасностью своих территориальных вод", ограничила судоходство через Босфор и Дарданеллы. Конечно, такие действия без солидной поддержки извне не проходят.

Однако вполне возможно, что вскоре эта опора может существенно ослабеть. В последнее время американский интерес к БТД сильно ослаб. В первую очередь это связывают с тем, что деловые круги США переориентировались в ожидании иракской нефти. Ресурсы Ирака огромны, а себестоимость его нефти в 6 раз меньше, чем транспортируемой по трубе. В итоге каспийская нефть из БТД может и не понадобиться. Этот факт еще раз подтверждает мысль о том, что трубопровод - проект скорее политический, нежели экономический.

В целом главным недостатком нефтепровода является то, что конкуренты уже есть, а БТД существует еще только на бумаге. Несмотря на то, что в конце сентября и состоялось торжественное открытие нефтепровода, основное строительство начнется только в начале следующего года. А до тех пор у противников строительства есть еще возможности и время расправиться с "символом" борьбы за диверсификацию энергопотоков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter