Троянский трамвай

И дареному коню в зубы смотрят.
И дареному коню в зубы смотрят.

Всем хорош трамвай: и пассажиров много берет, и природу не загрязняет. И хотя в Беларуси он повсеместного распространения, в отличие от автобусов и троллейбусов, не получил, но тем не менее солидную часть нагрузки на себя все-таки принял. Сегодня в стране четыре города могут похвастаться трамвайным движением. Однако техническое состояние курсирующих по рельсам вагонов иначе, как катастрофическим, не назовешь.

Трамваи рижской сборки, доставшиеся нам в наследство от советских времен, давно перешагнули 16-летний возраст - тот срок эксплуатации, который специалисты считают предельным. По оценкам экспертов, всего в Беларуси сейчас порядка 200 подобных вагонов, порой разваливающихся прямо в пути, требуют срочной замены. Шутка сказать: завод в Риге закрылся еще в 1990 году, и с тех пор запасные части белорусским коммунальникам приходилось искать и делать самостоятельно. Словом, кризисная ситуация давно назрела.

Но, как говорится, спрос рождает предложение, и за разработку отечественного трамвая взялось минское РУП "Белкоммунмаш". И дело пошло. Как считает первый заместитель генерального директора предприятия Федор Букало, сегодня завод способен ежегодно выпускать 80 - 100 современных трамваев. Специалисты оценивают белорусские вагоны очень высоко. Главный инженер УП "Минскгорэлектротранс" Ростислав Юреня даже назвал наш трамвай лучшим в СНГ. И что немаловажно для тощих городских бюджетов - самым доступным. Сравните сами: односекционная модель "Белкоммунмаша" стоит около 120 тысяч долларов, в то время как ближайший чешский аналог чуть ли не втрое дороже!

Казалось бы, при таких лестных отзывах и привлекательной цене минские трамваи должны идти на ура, производство шириться и крепнуть, а те пресловутые две сотни единиц хлама, что еще чудом бегают по городским улицам, - стремительно кануть в небытие. Но на деле все куда сложнее. Портфель "трамвайных" заказов "Белкоммунмаша" в этом году составляет лишь... 15 единиц техники. Это примерно в 6 - 7 раз меньше, чем способен изготовить завод. Все новые вагоны планируется поставить столице, Витебск вообще ничего не заказывал, а об экспорте в Россию говорить преждевременно - ее рынок еще только изучается.

Между тем в ближайшие годы именно Минск мог бы взять львиную долю подобных поставок. Ведь уже сейчас срочной замены здесь требуют около 120 трамвайных вагонов. Правда, для этого городскому бюджету потребовалось бы моментально изыскать не менее 22 миллиардов рублей, что, понятно, нереально. Впрочем, выход, который нашли столичные власти, кажется чересчур оригинальным: в ближайшие 2 - 3 года планируется привезти из Германии около 100 бывших в употреблении трамваев, возраст которых (не падайте!)... достигает 30 лет. Их Минску передают даром, причем техническое состояние этих практически музейных экспонатов (первенец, кстати, уже прибыл) специалистами городских служб оценивается весьма высоко. Начальник управления транспорта и связи Мингорисполкома Владимир Сосновский даже назвал это решение "шагом вперед".

Вперед ли? Уж очень смущает заявленная на перспективу цифра - 100 единиц. Это большинство всего столичного парка. Странно думать, что вскоре улицы Минска начнут напоминать Гамбург или Бонн, но... 70-х годов прошлого века. Такой музей под открытым небом, знаете ли. А в то же время местный "Белкоммунмаш" будет выдавать свои современные трамваи в час по чайной ложке. Что никак не стимулирует развитие предприятия, а скорее напоминает коматозное состояние. Кроме того, нужно понимать: в экономике ничего совершенно бесплатного в принципе не бывает. Как удалось выяснить корреспонденту "СБ", транспортировка трамваев из ФРГ осуществляется за счет белорусской стороны. К тому же колесную тягу немецких машин нужно перестраивать на нашу ширину колеи. Спустя несколько лет эксплуатации в наших суровых условиях даже хваленая германская техника начнет сдавать. Значит, опять бесконечные ремонты, проблемы с запчастями. Так что первоначальная экономия может в итоге обернуться солидными затратами.

Повторюсь: если бы речь шла о немецких трамваях исключительно для временной подмены рижских, то все выглядело бы совсем иначе. И хотя в Минжилкоммунхозе уверяют, что ставка делается на отечественного производителя, но после бесед с различными экспертами у меня сложилось впечатление, что немецкие трамваи в наших условиях - это всерьез и надолго. Закрыв таким экзотическим способом зияющую брешь, Минск - главный потребитель подобной техники - в ближайшие годы потеряет всякий стимул покупать белорусские вагоны. Так, десяток-полтора в год для отчетности. Но самое интересное начнется через 6 - 7 лет: немецкие "старички" в конце концов выдохнутся, а "Белкоммунмаш" с таким минимумом заказов вряд ли долго протянет и свернет производство трамваев. И тогда обострится нынешняя же проблема, но уже на новом витке, причем время для радикального обновления парка будет упущено...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter