1. Что такое «толстые журналы»?
2. Что значит выражение «сено на асфальте»?
3. Кто такие куртуазные маньеристы?
«Здравствуйте, уважаемая Людмила! В который раз встречаю у вас странное выражение: «толстые литературные журналы», или просто «толстые журналы». То есть, надо полагать, бывают они и тонкие, и средние? Как–то наивно звучит.
Иван Анатольевич, учитель, г. Брест».
Никакой ошибки нет, Иван Анатольевич. Выражение «толстые журналы» стало общеупотребительным и даже иногда пишется без кавычек. Под ним понимают солидные издания типа российских «Новый мир « и «Знамя» и наших «Полымя», «Неман», «Дзеяслоў». В России принята даже программа по поддержке толстых журналов — книги не бульварного плана выходят мизерными тиражами, а журнал открывает сразу десятки имен и напечататься в них, пожалуй, более престижно, чем издать книгу. Толстые журналы противопоставляются глянцевым, иллюстрированным популярным изданиям и СМИ вообще. «...Русская литература (вся в целом) имеет в числе многих своеобразных черт одну, чрезвычайно отличающую ее от западноевропейской. Эта черта — значительное распространение так называемых толстых журналов», — отмечал в 1912 г. библиограф Н.А.Ульянов. В Советском Союзе традиция продолжилась. В толстом журнале совмещены литературно–художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия, а начинается его история от «Вестника Европы» Карамзина.
«Не маглi б вы патлумачыць выраз «сена на асфальце» з вашага артыкула? Гэта што, такая дражнiлка для людзей паходжаннем з вёскi?
Алесь К., Магiлёўская вобласць».
Насамрэч выраз гэты мае паходжанне цалкам лiтаратурнае. Так называўся зборнiк паэзii Мiхася Стральцова, якi выйшаў у 1966 годзе. Мiхась Стральцоў належаў да так званага фiлалагiчнага пакалення беларускiх лiтаратараў, большасць з якiх сапраўды паходжаннем з вёскi i, як вы ўжо здагадалiся, атрымалi фiлалагiчную адукацыю. Гэта i Яўгенiя Янiшчыц, i Анатоль Вярцiнскi, i Рыгор Барадулiн... Дык вось, асноўнай тэмай i згаданага зборнiка, i ўсёй творчасцi Мiхася Стральцова было цяжкае ўжыванне вяскоўца ў гарадскi асяродак, настальгiя па «натуральнаму» жыццю, тэма беларускай iнтэлiгенцыi, якая забываецца на сваё, пераймаючы больш прывабнае чужое... Мiхась Стральцоў марыў пра гарманiчнае суiснаванне ў душы беларуса горада i вёскi. Сёння ў нас хапае маладых пiсьменнiкаў–гараджан, якiя не ведаюць «настальгii па сене». А тэма Мiхася Стральцова таленавiта працягнута ў аповесцi Андрэя Федарэнкi «Вёска», дзе дзеянне адбываецца ў канцы 80–х гадоў мiнулага стагоддзя.
«Кто такие куртуазные маньеристы? Слышала, что вроде бы к ним относят себя и наши современники...
Анжела Рогозина, г. Минск».
Пусть не обманывает вас «исторический имидж» — термин придуман в конце 80–х годов прошлого века группой студентов Литературного института имени Горького в Москве (Вадим Степанцов, Дмитрий Быков, Константин Пеленягрэ и другие). Зачем — понятно: нужно же как–то было заявить о себе. Использовали поэты два термина: маньеризм — течение в европейском искусстве XVI века, отличающееся напряженностью образов и манерностью форм, а куртуазность — система правил поведения при дворе в средние века, которая включала куртуазную, то бишь возвышенную, любовь к Даме. В результате получилось течение в современной любовной поэзии, в котором соединились изысканность и циничный юмор. Если у вас есть желание — можете навестить сайт ордена куртуазных маньеристов в Интернете и даже принять участие в интерактивном литературном конкурсе... Нынче его тема — «Манекенщик красивый Кирилл...» Далее пишите сами в соответствующей стилистике.
Жду ваших следующих вопросов на e–mail: rublevskaya@list.ru
или в обычных письмах на адрес редакции.
Ваш критик Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».
Три вопроса критику
1. Что такое «толстые журналы»?
2. Что значит выражение «сено на асфальте»?
3. Кто такие куртуазные маньеристы?