Как за 40 лет работы ОАО «Спецжелезобетон» сменило узкую специализацию на широкую рыночную конкурентность

Три кита успешного развития

Экономика бывает жесткой для ее участников. Не успел, не вписался — вмиг окажешься на обочине. За 40 лет работы ОАО «Спецжелезобетон» из Микашевичей прошло через целый ряд испытаний, но с честью преодолело все трудности, своей историей доказав: нет нерешаемых задач.


Василий Басевич, директор ОАО «Спецжелезобетон», о предприятии может рассказывать бесконечно. Еще бы: заводу он посвятил всю жизнь. Когда приехал в Микашевичи, на месте будущей стройки хлюпало болото.

— По пояс стояла вода, плавали на лодке, смотрели, где будем строиться,
— вспоминает начало начал Василий Павлович.

Предыстория такова. В конце 1970‑х было принято решение построить в Белоруссии завод по выпуску железобетонных виброгидропрессованных напорных труб. В феврале 1978‑го началось возведение предприятия мощностью 60 тысяч кубометров железобетона в год. В декабре 1983‑го ввели первую очередь, а в феврале 1984‑го подписали приказ о начале основной деятельности.

— Уже через три года вышли на проектную мощность. Работали успешно. Все распределялось Госснабом СССР — у меня не болела голова, кому и куда отгружать. Главное — выполнить госзаказ, — рассказывает Василий Басевич.

А потом наступили новые времена. В 1990‑х все изменилось: каждый сам за себя. Как выживать?

— Стали изготавливать фундаментные блоки, подушки, заборы. Делали гвозди — за несколько лет тысячу тонн, между прочим! Доходило до того, что рассматривали возможность открыть пошивочный цех и делать галстуки. Или выкопать пруд в болоте и разводить рыбу. Или выращивать песцов… Но я был уверен: надо заниматься своим делом, — подчеркивает руководитель завода.

По его словам, сейчас экономика предприятия базируется на трех китах, которые компенсируют друг друга.

Кит № 1: шпала

Как рассказывает Василий Басевич, в 1990‑е белорусская железная дорога оказалась без верхнего строения пути, то есть рельсов, шпал, креплений, стрелочных переводов в стране никто не выпускал.

— И я убедил всех, что наш завод готов делать необходимые железобетонные изделия. Тогда мы использовали порой только 10 процентов проектной мощности! А в штате оставалось более 700 человек, которых надо было обеспечить работой, — говорит директор.

Нашли проектировщиков, по старым связям в Вязьме на шпальном заводе добыли необходимые чертежи, на «Могилевстроммашине» заказали оборудование — и за десять месяцев реализовали задуманное.

— Это первый крупный проект, который помог предприятию остаться на плаву и начать зарабатывать, — считает Василий Басевич.

Кит № 2: труба

Завод тем временем продолжал выпуск труб, только уже не напорных, а безнапорных: на них появился спрос. И конкурировали неплохо. Но…

— Я подсмотрел у немцев, что они делают так называемую короткую трубу. Гораздо лучше и технологичнее, чем привычная для нас пятиметровая. Коллекторы, как правило, кладут в плотной городской застройке, где постоянно ведут земляные работы, и происходят неизбежные подвижки грунта. Пятиметровая труба при этом может лопнуть или треснуть, а короткая работает на стыке и нагрузку держит значительно выше, — объясняет Василий Павлович.

В Германии купили первую установку по выпуску 2,5‑метровых труб. Но внедрить ее в производство оказалось не так просто. Нужно было убедить всю страну — проектировщиков, подрядчиков, заказчиков, что короткая труба лучше и удобнее. На выставке в Италии директор добыл видеокассету о продукции такого типа и с ней ездил по проектным институтам: показывал, как изделие делается, монтируется. Постепенно дело пошло.

— Получается, мы развивали рынок и одновременно — производство, — улыбается Василий Басевич.

Сегодня предприятие способно выпускать пять типоразмеров труб по трем технологиям — от 300 миллиметров до 2400. Под заказ можно изготавливать даже диаметром 3600. Всего в производстве 140 наименований продукции, и в Микашевичах созданы самые большие мощности на всем постсоветском пространстве.

Кит № 3: плитка

В начале 2000‑х в Финляндии завод купил небольшой немецкий станок — конечно, не новый — и стал производить плитку. Директор вспоминает, что начинали с 500 квадратных метров ежедневно. Постепенно спрос рос, оборудование заработало в две, потом в три смены. Вскоре закупили вторую машину, тоже немецкую, на которой сегодня изготавливают бордюры и другие элементы благоустройства. В итоге за прошлый год выпустили 650 тысяч квадратных метров тротуарной плитки и 700 километров бордюра.

— Уже закуплена новая, третья линия в Китае. На данный момент идет ее наладка. Весной, к сезону, планируем ввести ее в производство, — рассказывает директор предприятия.

Василий Басалаев, слесарь КиПиА:


— На заводе я уже 37 лет и ни разу не пожалел о своем выборе. Работа нравится, зарплата хорошая, делается все, чтобы люди чувствовали себя на своем месте. Такое отношение к предприятию я передал и своей семье: моя дочь, Светлана Шуляковская, тоже трудится здесь экономистом.

Сергей Котов, арматурщик:


— Мой стаж на заводе — 40 лет. Скажу прямо: нашел любимую работу. Искренне уважаю наше предприятие, которое ценит каждого сотрудника и столько лет действует успешно.

Алексей Антонович, слесарь-ремонтник:


— В 1984 году, окончив училище, пришел сюда на практику, а после службы в армии вернулся и по сей день тружусь здесь. Мне нравится быть частью такого огромного и важного дела. Здесь все мое, родное!

Игорь Порубочий, водитель погрузчика:


— Я на заводе уже 25 лет. Здесь интересно, нравится приходить на каждую новую смену. К слову, тут же работают мои двоюродные и троюродные братья. Чувствуем, как по-человечески к нам относятся, и благодарны предприятию за возможность трудиться и зарабатывать.

ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ

По словам Василия Басевича, все новое встречает сопротивление.

— Но мой принцип такой — «Стоять на месте нельзя». А второй постулат — «Жить по средствам». Нам государство помогать не обязано, поэтому развиваться мы должны самостоятельно. И за 40 лет ни одного убыточного года у нас не было! — говорит бессменный директор завода, который провел ОАО «Спецжелезобетон» через все испытания.

Василий Павлович уверен: в бизнесе всегда есть доля риска, но решения должны быть максимально выверенные, просчитанные. И планов у него множество.

— Я искренне поздравляю коллектив завода с юбилеем! Уверен, впереди еще немало побед, достижений и много-много славных вех в истории нашего предприятия! — убежден руководитель.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

♦ Модернизация стоила около 24 миллионов евро, но результат очевиден: проектная мощность завода — 60 тысяч «кубов», а на деле — 120 тысяч. Площади те же, при этом численность работников сократилась вдвое. Таким образом производительность выросла в четыре раза!

♦ На заводе трудятся 340 человек. Текучесть кадров за прошлый год — всего 5 процентов. Согласитесь, верный признак того, что людей устраивают условия труда и достойная зарплата.

♦ И показатели на уровне! Производство товарной продукции — 116 процентов к уровню предыдущего года, объем продукции в кубометрах — 105 процентов, экспорт — 118. Главный потребитель экспортной продукции — регионы Российской Федерации, за рубеж уходит 62 процента.

УНП 200173161

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter