Тревожное счастье писателя

Что такое истинная писательская судьба? Жертвенная, бесконечная работа.
Что такое истинная писательская судьба? Жертвенная, бесконечная работа. Жить чужой болью, биться над разгадками бытия... "Тревожное счастье", "Сердце на ладони", "Возьму твою боль"... Не случайны эти названия романов Ивана Петровича Шамякина. "Не пiшу i ужо перажываю. Дзень без радка - страчаны дзень. А iх нямнога засталося, дз„н" - это из дневниковых записей "На апошнiм перагоне".

Он был удивительно целостной личностью. Не "перестраивался" и не лгал в угоду "имиджу". Без самолюбования, с готовностью помочь - и помогал всем, кто обращался. Многие любили его, некоторые не любили - за верность однажды избранным ценностям, часто - завидовали... Но уважали - все. И все - даже скептики - читали.

Это было на пороге нового тысячелетия. Я приехала на дачу Ивана Петровича для интервью в пору, когда с яблонь опадали на траву первые спелые плоды. Удивительно гармоничный фон для беседы. Светлый, пронизанный солнцем, "земной". Так же щедро, как осенний сад, писатель отдавал плоды своего творчества. Огромные тиражи его книг, доходившие до двух миллионов, не искусственны - Шамякина читали, и не только в Беларуси. Он был действительно народным. Даже потом, когда белорусские книги стали выходить мизерными тиражами, когда их перестали переводить и издавать в России, - у него был читатель... Шамякин при всей своей "традиционности", не делая для этого никаких специальных жестов, вписывался в новый литературный процесс, оставлявший "за бортом" еще недавно гремевшие имена. Забавно вспомнить названия недавних статей известных критиков: "Iван Шамякiн - апостал мадэрнiзму", "Iван Шамякiн i постмадэрн", "Чалавек з Парнаса", "Загадкi дэльфiйскага аракула"... А Иван Петрович продолжал говорить о вечных, этических ценностях, без которых невозможно воспитать человека. Для этого он и писал, честно, одержимо исполняя ту работу, которую, кроме него, не мог на земле исполнить никто. "Атланты i карыятыды"... Те, кто "держит небо на каменных плечах". Те, кто принимает на себя тяжесть своей эпохи и ответственность за нее. Так назывался роман писателя, который тоже был Атлантом.

...Рядом с его дачей строился "новый белорус". Гудели машины, сновали рабочие. Одного такого "нового", возводящего кирпичный забор с колючей проволокой вокруг коттеджа, Иван Петрович описал в своей повести "Крывiнка"... Темы приходили к нему из жизни. Писатель никогда не был отгорожен от своего народа. Когда писал "Злую зорку", ездил по чернобыльской зоне, несмотря на возраст, подорванное здоровье. Поэтому нашу историю будут изучать и по его книгам.

Он ушел в день, когда празднуется православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы нашей земли. В день рождения внука Ивана. Ушел туда, где ждет любимая жена, которой посвятил первый свой рассказ еще в студенческой юности, о которой написал повесть уже после ее смерти. Литературные традиции продолжаются в семье: дочь Татьяна - известный литературовед, автор книг по мифологии. Внучка Мария пишет хорошие стихи. А сколько молодых пришло в литературу благодаря его книгам - мы точно не узнаем...

Книги Шамякина будут читать. Потому что они одухотворены верой в справедливость и вечность светлых чувств...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter