Стоит ли развивать в Беларуси 3D–печать?

Третий глаз печати

О кластере по производству 3D-принтеров
Идея создания у нас кластера по производству 3D–принтеров начинает обрастать конкретикой и вопреки сомнениям скептиков консолидировать заинтересованных в развитии направления. Для тех, кто следит за научно–техническим прогрессом, вопрос, стоит ли развивать в Беларуси аддитивные технологии, в просторечии называемые 3D–печатью, не стоит. Последние пять лет в мире эта область демонстрирует взрывной рост, только за прошлый год доходы выросли на треть. Объем мирового рынка уже превысил 2 млрд. долларов и, по прогнозам, к 2020 году увеличится примерно в четыре раза. Трехмерная печать отвоевывает новые ниши в промышленности, медицине, аэрокосмической отрасли, строительстве. Закрыть на это глаза — значит отстать в технологиях. Для нас абсолютно не вариант, особенно если учесть, что необходимый потенциал имеется.


Суть аддитивных технологий в том, что создание модели происходит с помощью добавления материала, слой за слоем, в нужном месте и количестве, в результате конечный продукт «вырастает» в пространстве. Традиционные же методы «заточены», наоборот, под удаление всего лишнего при обработке заготовки. Отсюда одно из главных преимуществ 3D–печати — экономия ресурсов. Недаром технологию все активнее использует аэрокосмическая отрасль. И если раньше для изготовления детали самолета нужно было взять материала в 20 раз больше, чем масса собственно готового продукта, то трехмерная печать свела это соотношение один к одному.


Еще одно ее преимущество — возможность в кратчайшие сроки создавать небольшие партии объектов по готовому цифровому образу любой, даже самой сложной конструкции и геометрии. 3D–принтеры тут по сравнению с привычными станками, конечно, вне конкуренции. Материалы, с которыми они работают, можно перечислять долго: пластик, металлический порошок, гидрогель, резина, деревянное волокно, гипс, бумага, бетон, глиняные смеси, живые клетки, пищевые продукты...


Развитие аддитивных технологий активно идет в Европе, они — национальная стратегия США, нацеленных на вывод высокотехнологичных производств из Китая. Который, в свою очередь, также реализует подобную программу у себя — целые провинции делают ставку на оказание услуг по трехмерной печати, быстрое тиражирование объектов для науки и промышленности. Даже были проведены испытания истребителя, напечатанного по порошковой технологии! В России уже около 25 центров по развитию аддитивных технологий, создается цифровая фабрика, и этот факт называют промышленной революцией 6–го уклада.


А что у нас? Считается, что в Беларуси сейчас работает 30 профессиональных 3D–устройств. Есть они в Минском и Витебском технопарках, нескольких университетах, с такими технологиями работают предприятия «Пеленг», «Атлант», МТЗ, ряд фирм предлагает услуги по 3D–печати. В Гомельском государственном техническом университете прошло уже несколько конкурсов по 3D–моделированию, и изделия, предложенные студентами, вызвали интерес у спонсоров.


Вообще, трехмерная печать неразрывно связана с тремя направлениями: материалами, созданием самих принтеров и программного продукта для них. В каждом у нас имеется задел. Так, опыт изготовления 3D–установок есть в Институте тепло– и массообмена НАН. К точному машиностроению готовы «Планар», НПО «Центр», «Рухсервомотор». Трехмерная печать может стать Клондайком для специалистов в области материалов — полимерных, композиционных, наноструктурных, порошковых металлов. Наработок много, в создании новых материалов мы традиционно сильны, но до сих пор не было задачи адаптировать их для аддитивных технологий. Решено, что программным обеспечением займется Объединенный институт проблем информатики, возможно, подключатся и другие представители ИТ–сферы. Всего в кластер войдет около 10 предприятий, однако его форма пока не определена. Предстоит еще обозначить и задачи, причем первый заместитель председателя президиума НАН Сергей Чижик призвал уходить от рутинных вещей, предлагать темы сложные, прорывные, работать с опережением. Перспективная область — MEMS, микроэлектромеханические системы, например, сенсоры. Может речь идти и о клеточных технологиях, создании молекулярных конструкций.


На раздумья времени немного, начать реализацию программы по созданию 3D–принтеров планируется уже в следующей пятилетке. Очевидно, что без энтузиастов, готовых делать ставку на новое, тут никак. И судя по количеству участников недавнего обсуждения в Академии наук перспектив 3D–печати — ученых, студентов, представителей предприятий и коммерческих структур — недостатка в них нет.


vasilishina@sb.by


Советская Белоруссия №178 (24559). Четверг, 18 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter