Третьеклассники удивляют профессоров

Конкурс детских исследований? Помилуйте, да какую научную работу может «состряпать» шестилетка!..

Конкурс детских исследований? Помилуйте, да какую научную работу может «состряпать» шестилетка! Примерно такие мысли крутились в моей голове, когда шла на конкурс «Я — исследователь». Однако скепсис улетучился уже на первой защите. Стало ясно: тут дело серьезное.


Сколько нам открытий чудных


«Греет ли шуба?», «Телефон. Откуда он?», «Что такое цвет и зачем он нужен человеку?» — к ответам на эти вопросы у малышей основательный подход: свою тему изучают не один день, ставят эксперименты и теперь демонстрируют жюри результаты. Карина Болтак из Дзержинска выясняла, можно ли приготовить конфеты в домашних условиях. Побывала на шоколадной фабрике, узнала все о видах шоколада и о том, как понять, настоящий он или нет. Эти способы она и продемонстрировала жюри, угостив затем всех собственноручно приготовленными конфетами и рассказав попутно, что без водяной бани их дома ни за что не сделаешь. А вот другой юный исследователь решил выяснить, какими цветами способна одарить природа. На конкурс он привез не только баночки с собственноручно добытыми (из моркови, капусты, лука, свеклы) красками, но и рисунки: «Вот эти облака я нарисовал черникой!»


Надо сказать, что выбирать победителей среди исследователей–дошкольников (а самому младшему участнику — 5 лет и 3 месяца!) не планировали — не случайно мероприятие обозначено для них как фестиваль. «Это чтобы не травмировать детей. Потому что для дошкольников соревновательный дух еще не очень понятен, и создавать им стрессовые ситуации, связанные с проигрышем или победой, не надо, — поясняет Светлана Ситникова, ректор Минского областного института развития образования, организатора мероприятия. — Детские исследования могут казаться наивными по своей тематике, но, поверьте, они очень глубоки по содержанию. Ведь иногда мы, взрослые, совершенно не задумываемся над элементарными вещами, хотя они не до конца еще изучены». Педагогов «на местах» заранее настраивают давать юному исследователю не тему, а возможность самому задуматься над тем, что ему интересно. А вот для школьников — и полноценный конкурс, и конкуренция.


Как понять лошадь


Секция «Естествознание. Живая природа». Никита Чопчиц, третьеклассник узденской школы № 1, выяснял, выгодно ли выращивать картофель глазками (выяснил: выгодно — «физически, морально, материально», выращенные образцы представлены тут же). Целью работы Полины Зотовой, ученицы 4–го класса гимназии № 1 Солигорска, было доказать, что у лошадей существует свой язык общения, и научиться его понимать. Итог — составленный словарь (листаю — в нем 34 пункта), который помогает новичкам конного клуба «Пробег», где Полина занимается. Для тех, кто приходит в клуб на иппотерапию, девочка создала версию в картинках, где наглядно показано, когда лошадь говорит: «Сейчас лягну», «Ты мне не нравишься», «Хочу познакомиться» и т.д. Третьеклассница Яна Дудук из Слуцка искала ответ на вопрос, полезна ли жевательная резинка. Изучила ее состав, провела опрос среди школьников, взяла интервью у педиатра и стоматолога. Рекомендации такие: жевать не более 5 минут. Иначе — вредна.


Кстати, «судейская коллегия» была весьма представительной. Например, в секции естествознания ее возглавляли доцент кафедры аналитической химии БГУ, кандидат химических наук Наталья Апостол и доцент кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ, кандидат биологических наук Анатолий Давыдовский. Секцию математики, физики, техники — доктор физико–математических наук, профессор Евгений Толкачев. Кстати, ребята очень переживают — кто именно их будет оценивать? Спрашивают: «А этот человек действительно разбирается в том, о чем я буду рассказывать?» Но достойно отвечают на вопросы ученых. О чем же может беседовать младшеклассник с профессором?


— Я расскажу, почему мальчики не играют зимой на улице в футбол и резиновый мячик не прыгает, — начинает свой научный доклад Александр Клишевич, ученик солигорской гимназии № 2. — В первом опыте я доказал, что воздух сжимаем и упруг (набирает в шприц воздух, приставляет «носиком» к ладони, нажимает на поршень, отпускает — тот отскакивает).


— А вот где это используется с древних времен? — спрашивает профессор Толкачев.


— Для стрельбы из пушек! В следующем опыте я доказал, что при охлаждении воздух сжимается, — вынес мячик на улицу в мороз, и он сдулся.


— Тут есть еще одна опасность — обращает внимание мальчика профессор Толкачев. — Резина, замерзая, тоже становится твердой. Когда погиб космический корабль «Челленджер», причину долго не могли раскрыть. Это сделал знаменитый физик–теоретик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Он попросил поставить перед ним лед в стакане и положил туда кусок резинового уплотнителя с «Челленджера». Потом достал его и постучал — раздался звон. И все стало ясно: в день запуска были заморозки, прокладка, препятствующая выходу горючего, потеряла эластичность и не справилась с задачей. Погибли 7 человек...


Профессор Евгений Толкачев третий год соглашается быть председателем жюри этой секции: «Именно такой возраст наиболее важен для всех естественных наук. Если мы сейчас не заложим у них стремление познавать мир, через 5 лет будет поздно. Каждый год открываем самородки. Так, первый конкурс выиграл мальчик, который визуализировал звук. Есть такие шпионские системы для подслушивания — посылают лазерный луч на окно комнаты, где идет разговор, окно колеблется, и дело только в расшифровке этих колебаний по колебанию луча. Вот он с помощью бутылки и лазерной указки все это проделал!»


А в этом году первоклассник Марьиногорской гимназии Богдан Дмитрук уверенно ответил профессору на вопрос о свойствах магнита, который не каждому студенту физфака под силу. При том, что еще никакой физики мальчик не учил! Мама Богдана говорит, что не назвала бы сына неким уникумом: «Любая семья может разбудить в своем ребенке исследовательский пыл. Он же задает вопросы, на них надо отвечать!» Вот нашли информацию о технологиях будущего, которые можно применять в лечении рака, — и теперь все загорелись идеей.


...Все это детские мечты, скажут скептики. Возможно. Но дети растут, их мечты тоже взрослеют и нередко становятся смыслом жизни. Поэтому можно только поаплодировать тем родителям и педагогам, которые относятся к ним со всей серьезностью.


Прямая речь


Таиса Данилевич, начальник управления образования Минского облисполкома:


— Первоначально областной конкурс «Я — исследователь», кстати, уникальный в стране, проводился для школьников. Но чтобы старшеклассник смог аналитически мыслить, глубоко погружаться в тему, нельзя упустить ранний возраст. Когда у почемучек глаза круглые и им все любопытно: и как звезда появляется на небе, и почему листья опадают. Задача воспитателя — уловить это желание познать. Конкурс стремительно набирает популярность — в нынешнем участвовали уже почти 90 учеников, приехали делегации из Минска, Бобруйска, коллеги из Латвии, Арзамаса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter