Что мешает кинематографистам преподнести зрителю историю страны?

Требуется сюжет

Блокбастер о Грюнвальдской битве, байопик о Янке Купале, телесериал о жизни белорусской знати в XVI веке — все это мы сможем увидеть на экранах. Но не скоро. Сценарии исторических игровых фильмов написаны, снять их сложнее. Одна из причин — финансовая. Но не единственная. Что мешает кинематографистам преподнести зрителю историю страны? Какие сюжеты и личности до сих пор требуют «подсветки» софитами? В канун 90–летия белорусского кино — отмечается 17 декабря — корреспондент «СБ» обсудил проблему со знатоками.



Опыт создания хорошего кино у нас есть. Но сюжета, который бы увлек массового зрителя и принес прибыль создателям, пока нет, — говорят порой критики. Так ли это?

История национального игрового кино на историческую тему началась с самого первого белорусского фильма «Лесная быль», снятого в 1926 году по произведению Михася Чарота. Лента посвящена борьбе против польской оккупации в 1920 году. Тема прошлого волнует «Беларусьфильм» до сих пор:

1928. «Кастусь Калиновский». О восстании 1863 года.



1958. «Часы остановились в полночь». Об операции партизан в Минске по устранению руководителя оккупационной администрации.

1969. «Я, Франциск Скорина». Об издателе первой белорусской книги.

1970. «Руины стреляют в упор». О Минском подполье в годы Великой Отечественной войны. Экранизация произведения Ивана Новикова.

1979. «Дикая охота короля Стаха». О белорусской глубинке начала ХХ века, нравах и предрассудках того времени. Экранизация произведения Владимира Короткевича.

1981. «Люди на болоте». О коллективизации. Экранизация произведения Ивана Мележа.

1982. «Чужая вотчина». О жизни крестьян в Западной Белоруссии. Экранизация произведений Вячеслава Адамчика.

1984. «Черный замок Ольшанский». О поиске сокровищ XVII века в наши дни. Экранизация произведения Владимира Короткевича.

1986. «Знак беды». О крестьянской судьбе в годы немецкой оккупации. Экранизация произведения Василя Быкова.



1985. «Иди и смотри». История мальчика, пережившего нацистскую оккупацию.

2003. «Анастасия Слуцкая». Об обороне Слуцка в XVI веке от нашествия татар.

2009. «Днепровский рубеж». О героической обороне Могилева в 1941 году.

2010. «Брестская крепость». Об обороне цитадели в 1941–м.

2011. «Талаш». О партизанской войне против поляков в 1920 году. Экранизация произведения Якуба Коласа.

2012. «В тумане». О немецкой оккупации Белоруссии в 1942 году. Экранизация произведения Василя Быкова.



2013. «Следы апостолов». О поиске сокровищ Радзивиллов в годы Великой Отечественной войны.

2014. «Русский». О Первой мировой войне. Экранизация произведения Максима Горецкого.

Этот далеко не полный обзор показывает, что потребность в хороших фильмах о прошлом остается. Причем публике нужно, по мнению продюсера Владимира Бокуна, автора и руководителя исторического проекта «Обратный отсчет», чтобы в фильме был конфликт, интрига, тогда будут смотреть. Бокун с коллегами подготовил 270 фильмов для документального телепроекта «Обратный отсчет». Эти передачи у зрителей в фаворе:

— Сейчас публика хочет знать не только историю государства. Люди сами ищут в архивах свои корни, составляют родословные. В процессе такой работы находятся увлекательные сюжеты, которые могут выйти и на экран.

Олег Сильванович, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм», подтверждает сказанное:

— Ко мне пришел человек, который рассказал невероятную историю из своей жизни — какие испытания он, 5–летний мальчишка, пережил в годы Великой Отечественной войны. Его судьба стала основой для сценария будущего фильма «Стасик».

Режиссер Александр Ефремов черпает идеи отовсюду:

— Недавно прочел книгу Адама Мальдиса «Соотечественники» — о знаменитых белорусах, прославившихся за рубежом. Что ни личность — то хоть сейчас экранизируй. А наш фольклор — его экзотика дает столько возможностей для фильмов–фэнтези!

Историк Вячеслав Носевич продолжает мысль Ефремова:

— Почему не снять хоррор о волколаках — людях, превращающихся в волков, известных из наших сказок?

Что лучше — экранизация красивой легенды или отображение со всей точностью реальных событий? По этому поводу мнения экспертов расходятся.

Драматург Алексей Дударев предлагает далеко не ходить в поисках идей, а заглянуть в театр, который может быть экспериментальной площадкой для разработки тем для кинематографа:

— Нет еще белорусских фильмов о Витовте, Барбаре Радзивилл, Пане Коханку, по «Пану Тадеушу» Мицкевича, хотя на подмостках Купаловского и Русского театров эти герои давно пользуются благосклонностью публики.

Виктор Лобкович, продюсер фильма «Следы апостолов» (который смотрят от Беларуси до Китая — вот успех!), готов снять картину по реальной истории:

— Например, о Грюнвальдской битве — очень хорошая история, потенциально смотрибельная. Получится блокбастер. Но для работы нужен безумный бюджет. Подумайте только, сколько придется задействовать людей. А пошить костюмов!

Олег Сильванович уверен — делать дешевые фильмы нельзя:

— Когда экономишь, потом на экране видны все недочеты. Такое кино будет обречено на провал. Вообще, в последние 40 лет игровые исторические фильмы в мировом прокате не собирают больших касс. Поэтому приходится выбирать: или делать фильм о величии исторического подвига или зарабатывать деньги.

Как–то по телевидению показали опрос на улице. Людям демонстрировали портреты Скорины, Купалы, Машерова, Евфросинии Полоцкой. Нужно было узнать этих личностей. Правильно отвечали немногие. Увы, знание прошлого у значительного количества белорусов хромает. Может ли стать панацеей от невежества создание игрового фильма, в котором бы отобразилась важная тема прошлого?

Олег Сильванович предостерегает от надежд на то, что вдруг в кинотеатры хлынет масса народу на белорусский исторический фильм:

— Сейчас не то время. Кино все больше скачивают из интернета и смотрят дома. Или подсаживаются на телесериалы, как, например, на «Тюдоров». На «Беларусьфильме» подготовлен сценарий 12–серийного фильма об эпохе Боны Сфорца. Снимать планируем с несколькими странами. Ведем переговоры с французами. Возможно, одну из главных ролей исполнит Жерар Депардье.

Исторические ленты — не зарубежные, а свои, конечно, должны занять место в нашей жизни. Как говорит Ростислав Янковский, если люди не будут знать своей истории, то не будет и нации.

Со знанием дела

Василий Коктыш, генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома:

— О том, насколько может быть востребовано в кинотеатрах белорусское историческое кино, говорить сложно. Все зависит от того, что предложат кинематографисты. Насчет востребованности старых фильмов могу сказать однозначно: у нас был опыт показа ретроспективы к 85–летию «Беларусьфильма». За неделю с 5 кинотеатров Минска мы собрали выручку всего чуть более 2 миллионов рублей... Но премьеры всех фильмов отечественного производства обязательно показываем и только будем рады, если на них пойдет больше публики.

О чем или о ком вы сняли бы кино?


Владимир Бокун, продюсер:

— Об Эдди Рознере. В его судьбе было все. Бегство от нацистов в Белоруссию и создание здесь государственного джаз–оркестра. Но в судьбе музыканта была не только слава, а и трагедия: лагеря, эпоха Хрущева, когда говорили: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». В конце концов Рознер вернулся на родину, в Германию, но оказался там никому не нужен...

Александр Ефремов, режиссер:

— В конце XVIII века Екатерина II подарила своему фавориту графу Зоричу Шклов и окрестности. Тот, чтобы перещеголять столичный Санкт–Петербург, открыл в белорусской глубинке балетную школу, театр. После кончины графа танцоры из шкловской труппы стали звездами в Петербурге, Варшаве.

Виктор Лобкович, продюсер:

— О Янке Купале не снято ни одного игрового фильма, а у меня есть сценарий, подготовленный совместно с ОНТ и «Беларусьфильмом», одобренный в музее Песняра. Купала пытался покончить с собой, будучи знаменитым, и трагически погиб, упав при загадочных обстоятельствах в лестничный пролет. Чем не драматический сюжет?

Вячеслав Селеменев, историк:

— Об эпохе Пантелеймона Пономаренко. Когда он возглавлял Белоруссию, состоялось воссоединение с нашими западными землями, мы выстояли в Великой Отечественной войне. Трагическое и героическое время.

Ростислав Янковский, актер:

— В театре имени Горького я играю в спектакле «Пане Коханку» роль этого знаменитого князя, которому по легенде перед каретой солью посыпали путь. Личность скандальная — тем и интересная.

Вячеслав Бондаренко, писатель, телеведущий:

— Мне бы хотелось увидеть художественный фильм о жизни Минска 1950 — 1960–х годов. В городе до сих пор сохранились дома, парки, автомобили той эпохи. Декорации — вот они! Что–то придумывать не нужно, достаточно вспомнить недавнее прошлое.


Советская Белоруссия №238 (24619). Суббота, 13 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter