Траянский кон

В Румынии — политический кризис
В Румынии — политический кризис

Редкое, даже экзотическое политическое противостояние развивается сегодня в Бухаресте. На кону — президентская власть. Отставки президента Румынии Траяна Басеску требует... премьер–министр Калин Таричану. Противоречия между двумя высшими должностными лицами переросли в открытую конфронтацию.

«Евроньюс» сообщает, что оппозиция встала на сторону премьер–министра. Социал–демократы, ультранационалисты, консерваторы и примкнувшая к ним центристская партия премьера обвиняют президента в авторитаризме и поддержке интересов различных политических и бизнес–групп.

Сам Басеску, надо заметить, твердо парирует удары политического противника. «Мой долг — исполнять возложенные на меня обязанности. И я должен сказать, что не собираюсь идти на поводу у тех, кто не прав», — заявил Басеску. Тем не менее обе палаты парламента проголосовали за создание специальной комиссии, которая займется расследованием деятельности президента.

Тут есть о чем поразмышлять. Особенно накануне знаменательной даты: 25 марта будет отмечаться 50–летие подписания Римских договоров, которые считаются «свидетельством о рождении» Европейского союза. Пополнение этой организации в 2004 году на 10 новых членов и вступление 1 января этого года Болгарии и Румынии декларировались как достойная награда странам, выполнившим все условия высоких евросоюзовских стандартов.

Но на самом ли деле стандарты соблюдены? Крупнейший политический скандал Бухарест переживает всего лишь спустя 6 недель после вступления Румынии в Евросоюз. Подоплека его та же, что и в венгерских событиях образца 2006 года, — коррупция в верхних эшелонах власти. Помните, как разъяренные венгры вышли на улицы после того, как услышали тайно записанные на пленку слова своего премьер–министра Ференца Дюрчаня: «Мы лгали утром, днем и ночью...» Мягко говоря, все это мало похоже на «европейские ценности», приверженность которым является главным условием вступления в Евросоюз.

Когда я говорила об этом во время своих бесед с представителями ЕС, дипломатами или сотрудниками офисов еэсовских организаций, мне отвечали: да, коррупция — это плохо, но коррупционные скандалы свидетельствуют, что в этих государствах действуют демократические механизмы и все происходит гласно, открыто, публично...

Но политический кризис в Бухаресте имеет долгую «кредитную историю», предшествующую вступлению Румынии в ЕС. Она и всплыла только сегодня потому, что многие факты замалчивались как раз из политических соображений. Чтобы не портить государству, вступающему в ЕС, кандидатский стаж. «Румынам была выдвинута целая серия условий... — пишет Саймон Аралофф, аналитик Европейской секции Агентства информации и анализа. — Однако попытки реформирования громоздкого административного аппарата и судебной системы до настоящего момента не принесли сколько–нибудь значимого результата.

Аналогичный результат дала борьба с так называемой теневой экономикой. На фоне расцвета «параллельной экономической системы» легальная экономика страны... переживала далеко не самые лучшие времена».

Однако много ли мы слышали об этих проблемах с европейских трибун? Помните, как темпераментный румын Адриан Северин пытался учить жизни белорусов? Что–то не слышно сегодня его пламенных речей в защиту соотечественников от коррупционеров и вралей из высших эшелонов власти...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter